Вибрация коробки передач и возможные причины неисправности агрегата

Характерные неисправности трансмиссии и способы их устранения

Неисправности коробки передач, способы их устранения

При движении автомобиля в коробке передач могут возникнуть следующие неисправности:

1. Трудность переключения передач;

2. Самовыключение шестерен из зацепления;

3. Шум в коробке передач;

4. Повышенный нагрев коробки передач;

Рассмотрим в отдельности характерные признаки и способы устранения этих дефектов.

Передачи переключаются с трудностями по следующим причинам: загрязнены отверстия фиксаторов и ползунов; повреждены поверхности трения ползунов; износились подшипники, шлицы вала и шестерен, торцы зубьев шестерен включения; появились заусенцы на шлицах валов и зубцах муфты синхронизатора; погнулись или ослабли крепления вилок переключения передач.

Необходимо снять крышку и внимательно проверить коробку передач. Так, для проверки степени износа шлицев вала и шестерен необходимо рукой покачать шестерню в плоскости оси вала. Если при этом ощутим люфт, значит, изношены детали и требуют замены. Чтобы убедиться в износе подшипников, нужно рукой покачать шестерню в осевом направлении либо поднимать и опускать вал с помощью шестерен. Свободное перемещение вала по оси и ощутимые удары в подшипниках будут указывать на неисправность последних. Неисправные детали необходимо заменить. Погнутые ползуны, вилки переключения попытаться выправить, а ослабленные крепления вилок — надежно закрепить.

Нередко бывает так, что передача вообще не включается. Обычно это происходит из-за поломки замков либо фиксаторов. В этом случае следует разобрать крышку и устранить неисправность.

В легковых автомобилях иногда затрудненное переключение передач происходит (тугое перемещение вверх и вниз вдоль оси рулевой колонки вала управления) по причине нарушения регулировки механизма переключения передач. Проверку и регулировку механизма переключения передач автомобиля М-21 «Волга» производят так: вначале включают третью передачу и проверяют, находится ли рычаг переключения в горизонтальном положении, полностью ли включаются все передачи, надежна ли фиксация рычагов во всех положениях включенных передач, в том числе и в нейтральном. Если же четкой фиксации нет, значит, происходит неполное включение шестерен.

Необходимо изменить длину тяг вывинчиванием или навинчиванием ее наконечников. Регулировка длины тяги на автомобиле «Москвич-408» производится следующим образом: включается прямая передача, при этом внутреннее плечо рычага должно быть расположено перпендикулярно оси рулевого вала, затем длина тяги изменяется двумя контргайками, которые размещены по обеим сторонам рычага управления переключателем.

На неисправность коробки передач может указывать также самовыключение шестерен из зацепления, происходящее обычно под нагрузкой.

Причины могут быть следующие:

а) неравномерный износ зубьев шестерен и синхронизаторов;

б) износ сухарей шариков фиксаторов и канавок ползунов;

в) ослабление или поломка пружин фиксаторов;

г) неполное включение шестерен;

д) износ шлицев или подшипников валов.

Для выяснения причин неисправностей рекомендуется проверить крепление крышки подшипников вала привода переднего моста и при необходимости затянуть болты крепления. Если это не помогло, необходимо снять механизм переключения и внимательно проверить фиксацию ползунов, состояние и надежность крепления вилок переключения. Если пружина исправная, то шарик фиксатора передает ползуну резкое движение в осевом направлении. Ползун при этом устанавливается в положение фиксации. При ослабленной пружине ползун будет передвигаться медленно. Пружина требует замены. Когда изношены кромки канавки ползунов, ползуны необходимо заменить.

При выяснении причин самовыключения шестерен следует, передвигая шестерни рукой по шлицам вала, обратить внимание, нет ли осевого люфта в плоскости оси вала и заедания. Отметим, что качка шестерен на шлицах вала не допускается. Иногда возникает самовыключение каретки прямой передачи из-за неправильного взаимного положения картеров коробки и сцепления. Следует равномерно затянуть болты крепления картера коробки. Характерной неисправностью коробки передач является повышенный шум во время работы.

Причины:

а) недостаточный уровень масла в картере коробки или масло не соответствует вязкости;

б) повышенный износ зубьев шестерен или выкрашивание зубьев;

в) износ подшипников валов;

г) перекос валов;

д) ослабление затяжки фланца карданного вала.

Услышав шумы в коробке, нужно проверить наличие и качество смазки в картере, при необходимости долить масло до уровня контрольного отверстия. Проверить гайки крепления крышек подшипников, фланцев кардана. Если шумы не исчезли, необходимо снять крышку коробки передач и найти дефекты. Изношенные детали по возможности заменить на исправные. Шестерни следует заменять комплектно, так как замена только одной шестерни приведет к неравномерному износу поверхностей зубьев и к увеличению шума в коробке передач.

Шум шестерен может возникнуть из-за неполного выключения сцепления, а также от неумелого переключения передач. Нужно стремиться к тому, чтобы уравнять окружные скорости шестерен, которые должны войти в зацепление.

При совпадении частоты колебаний коробки и двигателя шум увеличивается. В таких случаях следует изменить обороты двигателя и перейти на другую передачу. Желательно проверить и подтянуть крепление двигателя на опорах, картера коробки передач к картеру сцепления и т. д. Если же при переключении передач слышны удары, то вероятнее всего произошло разрушение зубьев шестерен. При одновременном включении двух передач причиной неисправности является поломка замка.

В процессе работы двигателя может наблюдаться повышенный нагрев коробки передач. Причинами могут быть:

а) ненормальный уровень смазки;

б) перекос в зацеплении шестерен;

в) заедания валов в подшипниках.

Степень нагрева проверяется на ощупь. При смене смазки в коробке передач надо убедиться, нет ли в сливаемом масле крупных металлических частиц. Если они обнаружатся, следует выяснить причину их появления.

Основной неисправностью коробки передач является течь масла из картера.

Причины:

а) ослабление крепления крышек;

б) неплотности затяжки болтов и пробок;

в) повреждение прокладок;

г) увеличение уровня масла против нормы;

д) загрязнение сапуна и спиральных канавок;

е) трещины в картере.

Неисправности сцепления

Неполное его включение (пробуксовка ведомых дисков), неполное выключение (сцепление «ведет») и резкое включение. Неполное выключение сцепления затрудняет переключение передач. При неполном включении ведомый диск нагревается и быстро отказывает в работе, а связь двигателя с ведущими колесами теряется, что может привести к аварии.

Неполное включение (пробуксовка) сцепления может быть вызвано отсутствием свободного хода педали (муфты выключения) сцепления, износом, короблением или замасливанием фрикционных накладок дисков, поломкой или ослаблением нажимных пружин и оттяжной пружины муфты выключения сцепления. Свободный ход педали привода сцепления зависит от зазора между нижними концами рычагов выключения сцепления и опорным (выжимным) подшипником. При изнашивании фрикционных накладок ведомого диска этот зазор уменьшается, уменьшается свободный ход педали и сцепление начинает пробуксовывать.

Неполное выключение сцепления возможно при увеличении свободного хода педали (муфты выключения) сцепления, короблении или перекосе дисков, заедании ведомых дисков, поломке фрикционных накладок. Необходимый ход муфты выключения сцепления у автомобилей с гидравлическим приводом механизма выключения нарушается при попадании воздуха в гидросистему, утечке рабочей жидкости, разрушении резинового уплотнительного кольца толкателя поршня главного цилиндра.

Резкое включение сцепления происходит при заедании муфты выключения сцепления на ведущем валу коробки передач, потере упругости или поломке нажимных пружин, износе или задире рабочих поверхностей нажимного диска или маховика, износе фрикционных накладок ведомого диска или ослаблении заклепок.

Нагрев деталей, шумы, вибрации и рывки происходят из-за износа разрушения или недостаточной смазки выжимного подшипника, ослабления заклепок накладок ведомого диска, увеличенного зазора в сопряжении ступицы ведомого диска и шлицев ведущего вала коробки передач. Появление шипящего звука высокого тона свидетельствует о неисправности подшипника.

Основные неисправности агрегатов трансмиссии

Сцепление.

Сцепление пробуксовывает (полностью не включается).

Признак: при трогании с места автомобиль медленно набирает скорость не соответствующую частоте вращения коленчатого вала двигателя

Причины: замасливание дисков, износ фрикционных накладок ведомого диска, ослабление силовых пружин, отсутствие свободного хода педали сцепления.

Сцепление ведет (полностью не выключается).

Признак: затруднено включение передач, слышен скрежет зубьев шестерен при включении передач.

Причины: коробление дисков сцепления, поломка одной из нажимных пружин, срыв фрикционной накладки и заклинивание ее между дисками, большой свободный ход педали, наличие воздуха в гидроприводе сцепления, выжимные рычаги находятся не в одной плоскости.

С любой из этих неисправностей автомобиль не допускается в эксплуатацию, так как создается опасность дорожно-транспортного происшествия. При пробуксовке сцепления автобус при подъеме в гору не преодолеет подъем и может скатиться назад. При неполном выключении (ведет) сцепления затрудняется переключение передач, водитель отвлекается от наблюдения за дорогой, нервничает. При подъеме не включится пониженная передача, и автобус может скатиться назад.

Механическая коробка передач.

Читать еще:  Момент затяжки гбц ваз 2112 16 клапанов: схема, отзывы, фото и видео

Самопроизвольное выключение передач.

Причины: износ подшипников валов, износ зубьев включаемых шестеро на конус, разрегулировался Дистанционный привод механизма включения передач, износ фиксаторов механизма включения. При самопроизвольном выключении передач водитель при езде по ровной дороге отвлекается от управления при подъеме в гору эта неисправность может вызвать скатывание автобуса назад.

Затрудненное включение передач.

Причины: заедание ползунов износ подшипников валов, забоины зубьев шестерен, износ синхронизаторов, мал уровень масла, заедание штоков механизма включения. При затрудненном включении пере. дач водитель также отвлекается от управления, а ори подъеме в гору не может включить нужную передачу и преодолеть подъем, что может вызвать скатывание автобуса назад.

Гидромеханическая коробка передач.

При работающем двигателе не включается передача (рычаг управления установлен в положение А или ПП).

Причины: неисправен пульт управления, обрыв в обмотке электромагнита, неисправен микропереключатель главного золотника.

Не включается задний ход.

Причина: неисправен электромагнит первой передачи или электромагнит заднего хода.

Сильные рывки при автоматическом переключении передач.

Причина: нарушилась регулировка переключателя периферийных клапанов.

Отсутствие наката у автобуса при отпущенной педали управления дроссельными заслонками.

Причина: нарушилась регулировка положения включателя автоматической нейтрали.

Не включается прямая передача при автоматическом переключении передач.

Причина: нарушилась регулировка главного золотника.

Не блокируется гидротрансформатор (отсутствует характерный толчок) при автоматическом переключении передач.

Причина: заело главный золотник.

Не разблокируется гидротрансформатор, а при остановке двигатель останавливается.

Причина: заедание главного золотника в крайнем переднем положении.

Карданная передача.

Рывки при трогании автобуса с места или стуки во время движения при резком изменении частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Причины: износ подшипников и крестовины кардана, шлицев валов и вилок, ослабление крепления фланцев карданов с фланцами ведомого вала коробки передач и ведущей шестерни главной передачи.

Сильные стуки при движении автомобиля накатом с большой скоростью.

Причины: ослабление крепления или износ подшипника промежуточной опоры карданной передачи.

Сильная вибрация при движении автомобиля с большой скоростью.

Причина: нарушение балансировки карданного вала.

Любая из перечисленных неисправностей может вызвать обрыв карданного вала. При обрыве карданного вала в переднем конце он может упереться в покрытие дороги и вызвать опрокидывание автобуса. При обрыве карданного вала в заднем конце может произойти обрыв шлангов трубопроводов привода тормозных механизмов и водитель не сможет своевременно остановить автобус.

Главная передача.

Повышенный нагрев масла в редукторе заднего моста (температура масла не должна превышать 70—75° С).

Причины: работа заднего моста под большими нагрузками при недостаточном уровне масла; тугая затяжка подшипников, отсутствие зазоров в зацеплении конических шестерен; загрязнение трущихся деталей.

Повышенный шум в центральном редукторе или в колесных передачах.

Причины: износ шестерен, плохое качество масла или недостаточный уровень, масла образование выбоин и выкрашивание зубьев шестерен.

Почему вибрирует КПП?

Здравствуйте! КПП 8 с малым делителем. Вибрация на 2-4.6-8 передачах. Подскажите, пожалуйста, с чем это может быть связано! (Сергей)

Добрый день, Сергей. Любые вибрации в коробке передач так или иначе связаны с проблемами в работе агрегата.

Почему появляются вибрации на КПП?

Для начала вспомните – занимались ли вы недавно ремонтом агрегата? Если да, то продиагностируйте то, что вы меняли или над чем проводили ремонтные работы, возможно, суть проблемы кроется именно в этом.

Коробка передач от автомобиля Man

Причин, по которым во время езды проявляются вибрации, может быть немало, все они приведены ниже:

  1. Ослаблена либо нарушена целостность опор агрегата. Необходимо произвести диагностику и закрепить опоры либо предпринять действия по их ремонту.
  2. Со временем эксплуатации разрушилась крестовина. Также необходима диагностика и ремонт. Либо же поломка произошла в результате замены крестовин, в частности, при грубом монтаже.
  3. Проблемы с вилками карданных валов, в частности, расколочены места их установки.
  4. Изношенный подвесной подшипник. Также вибрации могут проявиться, если на резиновой основе появилась трещина либо же ослабли винты, которые крепят подшипник. Аналогичные проблемы могут возникнуть и в работе эластичной муфты – на ней могла образоваться трещина либо винты, которые ее крепят, нужно просто подкрутить.
  5. Проверьте гайку хвостовика агрегата, возможно, она ослабла и ее нужно подтянуть.
  6. Вышли из строя внутренние шлицы на коробке передач или внешние на кардане, необходимо произвести замену.
  7. Нужно подтянуть затяжку в месте соединения хвостовика и кардана.
  8. В процессе эксплуатации авто отработали свой ресурс службы подшипники полуосей, потребуется их заменить.
  9. Значительно реже, но периодически владельцы автомобилей МАН сталкиваются с необходимостью замены трансмиссионной рабочей жидкости. Как показывает практика, вибрации иногда возникают в том случае, если смазка уже отработала свой ресурс эксплуатации, не в состоянии выполнять возложенные на нее функции и подлежит замене. Обычно этот момент проверяется в последнюю очередь, но о нем нельзя забывать. Смазка меняется в соответствии с требованиями автомобильного производителя, таким же образом выбирается и масло – исключительно на основе рекомендаций авто-концерна. Жидкость должна быть качественной, а перед заменой коробку лучше будет промыть. Если масло недавно менялось, рекомендуем проверить его уровень.

Видео «Как отремонтировать КПП на МАН»

Подробнее о процессе ремонта агрегата вы можете узнать из этого видео (автор видео – Издательство Монолит).

Неисправности механической коробки передач: выявление и возможности устранения

Механическая коробка передач и трансмиссия в целом — одна из наиболее нагруженных систем автомобиля, работающая в сложных условиях, поэтому для нее очень высока вероятность поломок. О том, какие неисправности характерны для механической КПП, как их диагностировать и устранить, а также об эксплуатации и обслуживании трансмиссии читайте в данной статье.

Основные неисправности МКПП и их причины

Трансмиссия предназначена для изменения и передачи крутящего момента от двигателя на колеса, то есть — это одна из главных систем автомобиля, определяющая его динамические и скоростные характеристики. Ключевую роль в трансмиссии играет коробка переключения передач (КПП, или просто коробка передач, КП), при выходе из строя которой автомобиль теряет свои ходовые качества, или вовсе не может двигаться.

Как известно, на сегодняшний день в мире существует два основных типа трансмиссии — ручная (механическая) и автоматическая. Эти трансмиссии имеют разное устройство и принцип действия, поэтому для них характерны разные неисправности. Здесь мы поговорим только о неисправностях механической коробки передач, о проблемах автоматической коробки передач читайте в отдельной статье.

Для механической коробки переключения передач (МКПП) характерны следующие неисправности:

• Шум во время работы и при переключении передач;
• Невозможность включения какой-либо передачи или всех передач;
• Затрудненное включение передач;
• Самопроизвольное выключение передач;
• Утечка масла из коробки передач.

Эти неисправности могут возникать вследствие износа шестерен, валов, подшипников, муфт синхронизаторов, шлицевых соединений, из-за потери герметичности сальников, вследствие самопроизвольного отворачивания болтов и гаек, при поломках в механизме привода и т.д.

Износ и поломки, в свою очередь, вызываются целым рядом причин:

• Естественный износ или выработка ресурса деталей;
• Использование некачественного трансмиссионного масла, или масла, отличного от рекомендованного производителем;
• Применение во время ремонта неоригинальных запчастей низкого качества;
• Нерегулярное техническое обслуживание или его отсутствие;
• Неквалифицированное обслуживание трансмиссии;
• Опасные и сложные для коробки передач режимы работы при спортивном и просто агрессивном стиле вождения.

Каждая неисправность трансмиссии проявляется теми или иными внешними признаками, однако для точного выявления проблемы необходимо провести диагностику.

Самостоятельная диагностика механической коробки передач

Проблема самостоятельной диагностики МКПП заключается в том, что обойтись здесь без ее снятия и разбора невозможно. Дело в том, что большинство неисправностей «механики» так или иначе происходит из-за износа деталей, а выявить и заменить изношенную шестерню или другую деталь можно только после разбора всей коробки. И только проблемы с приводом переключения передач можно решить без снятия коробки — для этого достаточно провести визуальный осмотр частей привода (рычагов, тяг, тросов, шарниров и т.д.), попробовать их работу и при необходимости заменить.

Читать еще:  Ремонт и обслуживание автомобилей ford своими руками

Порядок снятия механической коробки передач примерно одинаков для всех автомобилей:

• Поддомкратить или подвесить автомобиль (его переднюю часть) и коробку передач — это застрахует от падения и повреждения коробки после ее отсоединения от двигателя;
• Отсоединить от коробки все элементы управления, провода и все, что мешает ее демонтажу;
• Слить масло из коробки;
• На заднеприводном автомобиле — отсоединить карданный вал;
• На переднеприводном автомобиле — снять колеса, отсоединить ШРУСы и некоторые детали подвески;
• Открутить болты, удерживающие КПП на двигателе;
• Демонтировать крепления подвесных опорных подушек;
• Снять коробку передач;
• Разобрать коробку передач и провести диагностику.

При разборке КПП проверяется состояние шестерен, муфт синхронизаторов, шлицевых соединений валов, подшипников и других деталей, целостность всех уплотнителей и т.д. При выявлении неисправной детали производится ее замена, после чего коробка устанавливается на двигатель и заполняется трансмиссионным маслом.

Далеко не каждый из нас может или имеет желание самостоятельно снять, разобрать и проверить коробку передач, поэтому при неуверенности в своих силах лучше обратиться в сервис. И, конечно, в сервис обязательно нужно обращаться владельцам новых автомобилей, у которых еще не истек срок гарантии.

Неисправности механической коробки передач и их устранение

Для всех неисправностей коробки передач характерны те или иные внешние признаки — именно по этим проявлениям можно судить о характере поломки. Однако многие неисправности проявляются одинаково, поэтому в представленной здесь таблице все поломки МКПП сгруппированы по их внешним признакам.

В данной таблице не указаны способы устранения неисправностей, так как они, в большинстве своем, требуют высокой квалификации и навыков ремонта автомобилей. Лишь некоторые операции может провести даже неподготовленный автовладелец — это замена и заливка масла, а также замена деталей привода включения передач. При обнаружении других неисправностей МКПП имеет смысл обратиться в автосервис.

Рекомендации по эксплуатации и обслуживанию МКПП

Долговечность и качество работы трансмиссии во многом зависит от того, как эксплуатируется коробка передач и сцепление. Продлить срок службы КПП, а значит — повысить комфорт, управляемость и безопасность автомобиля, несложно, для этого достаточно соблюдать несколько простых рекомендаций.

Главное в эксплуатации МКПП — плавное переключение передач с полным выжимом педали сцепления. Ни в коем случае не допускается переключение передач с неполным выключением сцепления, так как это приводит к ускоренному износу шестерен и повышает вероятность их поломки. Также очень важно двигаться на той передаче, которая наилучшим образом соответствует текущей скорости, а по возможности переключаться на прямую (обычно четвертую) передачу — в этом случае в передаче момента занято минимальное количество шестерен и два вала (в обход промежуточного), поэтому уменьшается износ деталей КПП.

При переключении на пониженную передачу следует снижать скорость автомобиля, что также необходимо для снижения нагрузок на детали КПП и самого мотора. Ни в коем случае нельзя включать заднюю передачу даже при незначительной скорости движения автомобиля вперед — это обязательно приведет к повреждению КПП. И, наконец, если первая скорость не включилась сразу, то нужно сначала выжать сцепление (можно дважды), и лишь потом снова включить первую передачу. Далее переключение передач нужно выполнять плавно и с обязательной паузой между переключениями.

Механическая коробка передач имеет и особенности эксплуатации, о которых многие люди даже не догадываются. Например, в зимнее время года, особенно при значительных отрицательных температурах, не рекомендуется ставить автомобиль на стоянку с включенной передачей — в этом случае велик риск смерзания кольца синхронизатора, и при последующем пуске двигателя даже после выключения передачи автомобиль может тронуться. Также это чревато некоторыми неисправностями.

Большое значение для надежной работы коробки передач имеет и ее обслуживание. Во-первых, периодически после длительных и активных поездок нужно осматривать коробку передач на предмет появления потеков масла. Обычно потеки могут появляться в области заливной и сливной пробок, по периметру стыковки коробки к двигателю, между картером и крышкой КПП, а также (в случае зеднеприводного автомобиля) на фланце выходящего их коробка карданного вала.

Во-вторых, следует проверять уровень масла и при необходимости доливать его. Обычно проверка уровня масла проводится каждые 10-15 тысяч км пробега, а полная замена масла производится каждые 50-75 тысяч км пробега. Межсервисный интервал зависит от возраста автомобиля, в большинстве новых автомобилей в первые два-три года (а то и первые пять лет) масло вовсе не доливается, но далее проверку и долив масла нужно производить не реже, чем через каждые 20 тысяч км пробега (то есть, не реже одного раза в год).

Очень важно использовать рекомендованное производителем КПП трансмиссионное масло, и нельзя смешивать масла с разными характеристиками. В противном случае возможен интенсивный износ деталей коробки и ее выход из строя.

При правильной эксплуатации и грамотном обслуживании механическая трансмиссия будет работать долго и надежно, не доставляя проблем водителю.

Неисправности коробок передач

Неисправность коробки передач — это сложная поломка трансмиссии, устранению которой необходимо уделить много времени. У автоматических и механических КПП неисправности отличаются в силу отличия их конструкции. Например, автоматическая коробка может сильно перегреваться и/или на ней не включается определенная передача. В то же время на «механике» часто водителю физически сложно включить ту или иную передачу. В любом случае при выявлении проблем с коробкой передач автомобиля необходимо как можно быстрее выполнить диагностику и произвести работы.

Неисправности коробок автомат

Большинство коробок «автомат» рассчитаны на гарантийный пробег минимум 150 тысяч километров, а зачастую гораздо больше. Поэтому на меньшем пробеге вероятность возникновения поломки очень мала.

Признаки неисправности АКПП

Существует 7 основных признаков того, что автоматическая коробка передач на автомобиле частично или полностью вышла из строя.

  • Возникновение толчков (пинков) и вибраций при переключении передач. Это может быть как при переходе на высшую передачу, так и при понижении. Причем отмечается, что подобная неисправность имеет прогрессирующий характер. То есть на начальном этапе поломки подобные толчки едва ощутимы, а по истечении времени усиливаются и становятся критичными. Чем раньше обратитесь в этом случае за помощью, тем дешевле будет ремонт.
  • Полный отказ коробки передач, уход в аварийный режим и невозможность переключения скоростей, соответственно, остановка автомобиля без возможности тронуться с места.
  • Утечка трансмиссионной жидкости. Диагностировать эту поломку можно, если после длительной стоянки на асфальте или другом покрытии, где стоят автомобиль под АКПП имеются красные следы ATF.
  • При разгоне из коробки передач доносятся хрустящие или шуршащие звуки, иногда стук.
  • При разгоне автомобиля теряются динамические характеристики. Обратите внимание, что данный признак может указывать и на другие неисправности, в частности, с двигателем автомобиля.
  • Большое количество стружки на магнитах или самом поддоне (можно заметить лишь при замене масла и снятии поддона).
  • Ошибка на панели «Системная неисправность» или сигнальной лампочки на панели приборов. Подобная ошибка может быть вызвана самыми разными причинами — в том числе проблемами с силовым агрегатом и/или трансмиссией. Однако для точной диагностики в данном случае необходимо подключить к ЭБУ диагностический прибор для сканирования имеющихся ошибок и расшифровки полученных кодов (при их наличии).
  • Пробуксовка коробки передач автомобиля во всех режимах, в том числе, “на холодную”. После прогревания нормальная работа возобновляется. Другой вариант заключается в том, что “на холодную” машина плохо разгоняется.
  • Машина отказывается нормально разгоняться после нажатия на педаль тормоза. В частности, после включения на первую передачу происходит очень “тугой” разгон до того момента, пока не включится вторая передача. Далее разгон и езда происходят в штатном режиме.
  • Задержки при переключении. Когда автомобиль стоит, то при переключении режимов могут быть задержки. А во время движения, в процессе переключения передач, машина будет слегка дергаться, само переключение также имеет некоторую задержку (около 1. 2 секунд). Кроме этого, при разгоне до скорости 50. 60 км/ч на нормально прогретой и исправной машине коробка должна переключиться как минимум два раза. Если этого не произошло — с коробкой имеются проблемы.
  • Переключение скоростей происходит при повышенных оборотах, обычно около 3500. 5000 оборотов в минуту. При этом пробуксовывания муфты сцепления нет.
  • Давление масла в трансмиссии ниже нормы. Об этом указывает соответствующий индикатор на приборной панели.
  • Металлический шум при работе двигателя на холостом ходу.
  • Двигатель не запускается с помощью ключа ни в режим Р ни в режим N.
  • Рычаг переключения передач не устанавливается в положение P.
  • При включении нейтральной передачи автомобиль продолжает двигаться, как будто включена первая передача.
  • При переключении из позиции «P» или «N» на любую скорость есть ощутимый толчок включения передачи, но машина буксует и не движется.
  • Автомобиль едет нормально, но на длительном подъеме на последней скорости начинается пробуксовка и переключение на пониженную скорость происходит преждевременно.
  • Замасливание картера гидротрансформатора.
Читать еще:  Обзор видеорегистраторов xiaomi yi: описание характеристик и модельный ряд

Отдельно стоит остановиться на признаках поломки гидротрансформатора:

  • машина не может ехать как вперед, так и назад, то есть, полный отказ АКПП;
  • при переключении из положения нейтрали или стояночного тормоза на любую из передач машина или вовсе не едет или плохо разгоняется и при этом коробка буксует;
  • при включении любой передачи в коробке нету ощутимого толчка, характерного в нормальном режиме;
  • снижено или вовсе отсутствует магистральное давление трансмиссионного масла в системе.

Причины неисправностей коробки автомат

Причины неисправностей автоматической коробки передач автомобиля зависят от перечисленных выше признаков. Перечислим их в том же порядке.

  • При возникновении толчков в процессе переключения передач в любом направлении, скорее всего, неисправен гидроблок АКПП (засор каналов, износ на пластине или клин соленоидов). О неполадках в гидроблоке сигнализирует бортовой компьютер и/или соответствующая лампочка на приборной панели, поэтому обратите внимание на появление оранжевого значка. Или же просто жидкость ATF отработала свое. Требуется срочная замена трансмиссионной жидкости и замена фильтра АКПП.
  • Кулиса рычага «автомата». Эта неисправность актуальна для автоматических коробок старого типа, у которых имеется механическая связь селектора сразу с трансмиссией. Соответственно, при поломке указанного рычага переключать скорости не представляется возможным.
  • Утечка трансмиссионной жидкости случается из-за разгерметизации системы. Чаще течь идет из-под уплотнительных сальников. Это достаточно несложная поломка, при этом необходимо заменить не только уплотнительные прокладки, но и полностью заменить масло в коробке передач. Также может вытекать с радиатора охлаждения масла.
  • Поломка блока управления коробки передач. Это достаточно редкая ситуация, однако она иногда случается, и выражается в том, что начинает «глючить» аппаратная или программная часть блока. Соответственно, агрегат не может выбрать оптимальный режим работы АКПП, а также моменты вращения для переключения между передачами при их повышении и/или понижении. В результате чего блок может перейти в аварийный режим и автоматически блокировать работы трансмиссии автомобиля.
  • Частичный выход из строя гидротрансформатора. При этом машина теряет динамику, и слышны различные посторонние звуки (шуршание, металлический стук), так же может глохнуть при переходах с передачи на передачу. В поддоне коробки передач появляется много металлической стружки (иногда алюминиевая пудра может быть даже на щупе). Такое может случаться из-за износа подшипников или шайб на муфте, перегрева агрегата или грязного фильтра жидкости ATF.
  • Когда после нажатия на педаль тормоза машина плохо разгоняется на первой передаче, чаще всего виноваты вышедшие из строя фрикционы АКПП. Соответственно, нужно проверить их состояние. Также ситуация усугубляется в случае, если в коробке передач низкий (критический) уровень масла.
  • Низкий уровень трансмиссионной жидкости. Автоматическая КПП очень чувствительна к этому фактору, поэтому ее для ее нормальной работы уровень масла всегда должен быть выше минимального уровня. Это обеспечит не только нормальную работу узла, но и увеличит его общий срок работы. Соответственно, нужно периодически осматривать и доливать масло.
  • Если коробка отключается “на горячую”, то тут возможны несколько вариантов. Первый — использование не подходящего по допускам (консистенции) масла. В частности, при значительном нагреве оно становится очень жидким и не справляется со своими функциями. При этом же насос будет работать с повышенной отдачей. Все это блок управления может расценить как аварийную ситуацию и попросту отключить коробку передач. После остывания обычно машиной опять можно пользоваться в штатном режиме.
  • Если у машины работает задний ход, однако существуют проблемы с переключением с первой на вторую передачи, то есть вероятность, что на солнечной шестерне срезало шлицевое соединение.
  • АКПП очень чувствительна к качеству трансмиссионного масла. Поэтому электроника может принудительно отключить коробку с грязной жидкостью. Соответственно, нужно менять масло и фильтр.
  • При потере движения есть вероятность, что полностью сгорели фрикционные диски муфты сцепления. Дальнейшее движение возможно лишь после их полной замены. Машину до места ремонта нужно доставить на эвакуаторе.
  • При плохом разгоне вперед возможно разрушение деталей переднего планетарного редуктора. Другой вариант — заклинило солнечную шестерню в сателлитах переднего планетарного ряда.
  • При отсутствии задней скорости (движения назад) необходимо проверить состояние тормозной ленты. При необходимости заменить ее.
  • При отсутствии последней высшей передачи нужно проверить состояние ее фрикционного диска. Также целостность манжет поршня этой муфты.
  • Низкое давление масла в системе может быть спровоцировано в том числе значительным износом лопастей масляного насоса в системе трансмиссии.
  • Повышенное давление масла может возникнуть по причине забитого масляного насоса или неправильного подбора насоса при его новой установке.
  • При невозможности запустить двигатель ключом в нейтральном положении нужно проверить смещение коробки передач или загиб тяги управления. Такая ситуация может произойти, например, при ударе поддоном о препятствие на дороге (камень, бордюр).
  • Если не включается трансмиссионный тормоз, то нужно проверить состояние его собачки в зубчатом венце выходного блока.
  • Если машина после включения нейтральной передачи продолжает двигаться, то нужно проверить приваривание фрикционных дисков переднего хода муфты. Другой вариант — нарушена регулировка привода управления коробкой передач.
  • При замасливании картера гидротрансформатора нужно проверить сальник масляного насоса.
  • Если при уклоне назад автомобиль произвольно скатывается назад пока не добавить обороты, то в АКПП износились ролики муфты свободного хода.

Перечисленные выше проблемы связаны с механической и гидравлической частью автоматической коробки передач. Однако АКПП — это сложное устройство, в которое входит, в том числе электрическая и электронная составляющая. Блок управления получает информацию от многочисленных датчиков трансмиссии, фазовых устройств, автоматов. Все эти элементы соединены между собой проводами. Поэтому при поломке электрической составляющей АКПП необходимо выполнять поэтапную диагностику указанных элементов в соответствии со схемой конкретного устройства. Однако для этого лучше обратиться за помощью в автосервис. Самостоятельно разве что можно подключить сканер ошибок и посмотреть, какая ошибка возникла в машине. Это даст направление «куда копать».

Также неполадки могут быть связаны с выходом из строя отдельных частей АКПП. В частности:

  • износ шестерен и валов;
  • износ или повреждение фрикционных элементов (дисков муфт, тормозных лент);
  • различные неисправности гидротрансформатора;
  • неисправности блокировочной муфты гидротрансформатора;
  • неисправности обгонной муфты статора (реактора) гидротрансформатора;
  • поломки гидравлического блока;
  • засорение масляных каналов (обычно происходит при износе фрикционных элементов и других деталей);
  • поломка масляного насоса.

Интересно, что зачастую в “автоматах” при выходе из строя одной запчасти поломка обычно быстро “перескакивает” на другую. Поэтому диагностика часто занимает много усилий и времени.

Отдельно стоит выделить причины неисправности гидротрансформатора, входящего в состав АКПП. Так, при износе его пружин из коробки передач раздаются лязгающие дребезжащие звуки во время, когда двигатель работает на малых оборотах. Правда, аналогичный звук может появиться и когда вышли из строя лопасти турбинного насоса.

Таблица неисправностей автоматической коробки передач

Ниже приведена сводная таблица с признаками и причинами частичного или полного выхода из строя автоматической коробки передач автомобиля.

Ссылка на основную публикацию