Обслуживание и советы по ремонту системы смазки кпп

Промывка МКПП: для чего нужна и когда необходима

Автомобиль — сложный агрегат, состоящий из множества узлов, элементов и деталей. Одним из таких узлов является МКПП, для правильной роботы которой необходимо не только соблюдение правил эксплуатации, но и своевременное, а также качественное обслуживание.

Техническое обслуживание механической коробки заключается в проверке уровня масла в коробке, частичной или полной замене масла, промывке МКПП (если есть в этом необходимость), своевременном ремонте, регулировках и т.д. Далее мы рассмотрим, когда и почему нужна промывка МКПП перед заменой масла.

Читайте в этой статье

Необходимость промывки МКПП: как промыть коробку, когда и почему

Начнем с того, что обычно полную замену масла в коробке проводят примерно через каждые 60-70 тыс. км пробега (замену масла можно проводить как самостоятельно, так и на станции). Также перед заменой масла, если есть необходимость, механическую коробку промывают.

ТО любого автомобиля включает в себя ряд регламентных работ, в том числе и проверку масла в коробке. Качество и уровень масла в МКПП должны соответствовать техническим нормам завода изготовителя. На практике нередки случаи, когда замену масла проводят немного раньше запланированного ТО.

  • невозможность либо затрудненное переключение передач;
  • включение передач, сопровождающееся посторонними звуками (скрежет, шум и т.д.);
  • несоответствие выбранной передачи скоростному режиму автомобиля и т.д.

Промывка МКПП при замене масла способствует:

  • размягчению и удалению различных отложений, продуктов износа и т.п.;
  • прочищению масляных каналов, улучшая циркуляцию масляной жидкости;
  • полному удалению старого масла;
  • продлению срока службы сальников и резиновых уплотнителей.

Что представляет собой промывочное масло для МКПП

Традиционное промывочное масло, причем как для ДВС, так и для КПП, представляет собой недорогое минеральное масло с добавлением моющих средств и различных присадок, которые препятствуют износу элементов коробки. В качестве присадок, как правило, используют цинк и фосфор, а в качестве моющих средств кальций.

Как промыть МКПП перед заменой масла в коробке

Промывку МКПП проводят квалифицированные специалисты на станциях технического обслуживания. Также при наличии эстакады (подъемника), набора соответствующих инструментов и необходимых знаний промывку вполне можно провести самостоятельно.

Основные этапы работы промывки МКПП:

  • прогреть КПП (прогретое старое масло быстрее сольется);
  • установить автомобиль на эстакаду;
  • ослабить пробку для залива смазывающей жидкости, установив емкость для отработанного масла;
  • открутить пробку сливного отверстия и слить старое масло;
  • закрутить пробку нужным моментом затяжки;
  • очистив от загрязнения и закрутив пробку на место, через заливное отверстие залить промывочное масло (количество промывочной жидкости соответствует объему рабочей жидкости коробки КПП);
  • дать двигателю поработать на холостых оборотах минут 20 (за это время промывочная жидкость должна промыть всю коробку);
  • слить промывочное масло с коробки, после чего залить в нее рабочую смазывающую жидкость до нужного уровня.

Обратите внимание, каждое промывочное масло имеет разное количество присадок и моющих веществ. Например, масло XadoVERYLUBE содержит специальные моюще-диспергирующие, противоизносные и противозадирные присадки, позволяющие абсолютно безопасно (за 30–40 мин) промывать агрегат и эффективно очистить его от всех видов загрязнений.

Промывочное масло OIL RIGHT МПА-2-0 представляет собой минеральное масло, увеличивает ресурс трансмиссии, сохраняя свойства масла, залитого после промывки. Также продукт предотвращает ускоренное окисление, вызванное остатками старого масла. Также данное решение рекомендовано к использованию при переходе с минерального на полусинтетическое и синтетические масла (помогает снизить риски последствия смешивания трансмиссионных масел).

Что в итоге

Как видно, промывку МКПП необходимо проводить вместе с полной заменой масла в том случае, если отработка сильно загрязнена, давно не менялась, осуществляется переход с одного типа трансмиссионного масла на другой и т.д.

4.8. Смазывание механизмов коробки передач

Для снижения потерь на трение и повышения долговечности КП и кинематически связанных с нею агрегатов трансмиссии должны смазываться все их подшипниковые узлы , зубья сопрягаемых шесте — рен и другие , взаимно перемещающиеся контактирующие поверхно — сти деталей . Смазывание снижает температуру поверхностей трения , способствует уносу с них продуктов износа и защищает поверхности деталей от коррозии .

Для подвода масла к поверхностям трения механизмов группы КП в зависимости от сложности их конструкций применяют смазоч — ные системы разбрызгивания , под давлением и комбинированные .

С и с т е м а с м а з ы в а н и я р а з б р ы з г и в а н и е м м а с л а применяется в КП более простых конструкций , как правило , без пе — реключения передач фрикционными муфтами с гидроподжатием . В системе смазывания разбрызгиванием масла смазывание поверхно — стей трения осуществляется масляным туманом . Он образуется в кор — пусе КП при захвате и разбрызгивании залитого в него масла вра — щающимися зубьями шестерен . Масло обычно заливается несколько ниже оси самого нижнего в корпусе вала с шестернями , которые все — гда должны вращаться , не зависимо от того , движется машина , или стоит на месте , работая на стационаре . Если вал вращается только при движении машины , то в этом случае в КП должна быть отдельная маслоразбрызгивающая шестерня , кинематически связанная с ее входным валом .

Маслозаливная горловина располагается наверху или сбоку кор — пуса КП , если она выполнена в виде отдельного агрегата , или сзади корпуса заднего моста ( у трактора ), если их механизмы имеют общую масляную емкость . Для контроля уровня масла обычно применяют масломерные линейки , контрольные пробки , фиксирующие допусти — мые пределы расхода масла , или указатели уровня ( стекло масломер — ного окошка ).

Для предотвращения температурного повышения давления мас — ляного тумана внутри корпуса КП ( при длительной работе машины ) в его верхней части обычно устанавливают сапун . Это устройство под — держивает атмосферное давление воздуха внутри полости КП и тем самым предотвращает выброс масла наружу .

Пробка для спуска отработанного масла , как правило , имеет магнит для более надежного удаления металлических продуктов из — носа , находящихся в масле .

В с и с т е м е с м а з ы в а н и я п о д д а в л е н и е м обязатель — ным элементом является масляный насос , как правило , шестеренного типа и система маслопроводов для подачи масла в наиболее трудно — доступные и нагруженные подшипниковые узлы КП и других агрега — тов трансмиссии . Подобные системы применяются в более сложных конструкциях КП с шестернями постоянного зацепления , фрикцион — ными муфтами с гидроподжатием и в планетарных КП . Иногда в них применяют фильтры для очистки масла , масляные радиаторы для его охлаждения и манометры для контроля его давления . Масло под дав — лением в первую очередь подается для смазывания подшипников шестерен постоянного зацепления , которым обычная смазка масля — ным туманом иногда недостаточна .

К о м б и н и р о в а н н а я с и с т е м а с м а з ы в а н и я фактиче — ски является разновидностью смазывания под давлением , когда часть масла выбрызгивается специально на вращающиеся шестерни для создания масляного тумана . Помимо этого часть вращающихся шес — терен , контактируя с масляной емкостью внутри КП , также создает дополнительный масляный туман .

Для смазывания КП используются трансмиссионные масла типа ТСп -15 К , ТАП -15 В , ТАД -17, ТСп -10 ( в холодное время года ) и др .

4.9. Уход за коробкой передач и раздаточной коробкой

Уход за КП и раздаточной коробкой состоит : в систематической проверке и подтяжке всех резьбовых соединений ; проверке уровня масла в корпусах и картерах , его доливки или полной замене ; провер — ке работы систем их управления ; проведении различных необходи — мых регулировок . При внешнем осмотре КП и раздаточной коробки следует обращать внимание на состояние выходных уплотнений ва — лов и уплотнительных прокладок с целью предупреждения течи мас — ла .

Перед проведением операций по уходу необходимо тщательно очистить места осмотра от грязи и влаги , чтобы исключить возмож — ность попадания внутрь корпусов и картеров абразива и посторонних жидкостей .

При уходе за гидравлической системой управления фрикцион — ными муфтами и тормозами с гидроподжатием особое внимание не — обходимо обратить на состояние фильтров всасывающей и нагнета — тельной системы маслопроводов и приборов контроля .

Читать еще:  Датчик включения вентилятора: как он устроен, где находится и при какой температуре срабатывает, как проверить устройство и заменить его в случае неисправности

При замене масла из корпусов КП и раздаточной коробки слив отработанного масла следует производить непосредственно после окончания работы машины , так как с нагретым маслом удаляется значительная часть продуктов износа . После слива масла картеры КП и раздаточной коробки промывают специальной промывочной жидко — стью или дизельным топливом и , как правило , только после этого за — ливают свежее масло .

Внешними признаками неисправностей наиболее часто являют —

— утечка масла и сильный нагрев корпусов агрегатов ;

— повышенный уровень шума во время работы ;

— затруднения в переключении передач ;

— самопроизвольные их выключения ;

— низкое или повышенное давление в гидравлической системе управления КП .

П р и ч и н о й у т е ч к и м а с л а , а , следовательно , нагрева корпусов агрегатов , является ослабление их крепежных деталей и протечка масла в уплотнениях выходных валов и уплотнительных прокладках . Для устранения этих дефектов необходима подтяжка всех резьбовых соединений корпусов и картеров и возможная замена уплотнений .

Ш у м является следствием износа зубьев шестерен , износа подшипников и шлиц валов . Для устранения дефектов необходима замена изношенных деталей .

З а т р у д н е н и я в п е р е к л ю ч е н и и п е р е д а ч в основ — ном связаны с износом шлиц валов , забоинами на них и на зубьях шестерен ( если переключение производится шестернями — каретками ), а также с износом шлиц и забоинами на зубчатых муфтах ( при пере — ключении с шестернями постоянного зацепления ). Нарушения при переключении передач возможны также при нарушении регулировок в блокировочных устройствах КП и неисправностях в гидравлической системе управления КП .

С а м о п р о и з в о л ь н о е п е р е к л ю ч е н и е п е р е д а ч воз — можно при сильном износе вилок переключения , кольцевых проточек на шестернях — каретках и зубчатых муфтах , ослаблении пружин фик — саторов и их износе . Эти дефекты могут быть устранены соответст — вующими регулировками и заменой изношенных деталей .

Н и з к о е д а в л е н и е м а с л а в г и д р о с и с т е м е КП с фрикционными муфтами с гидроподжатием может быть следствием недостаточного количества масла в их корпусах , сильным загрязнени — ем в фильтре системы забора масла , залипания редукционного клапа —

на , нарушений в герметизации маслопроводов и повреждений в гид — ронасосе . Устранение этих дефектов состоит в доливке масла до не — обходимого контрольного уровня , промывке фильтра и клапана или их замене , в герметизации маслопроводов и ремонте или замене насо — са .

В ы с о к о е д а в л е н и е м а с л а обычно является причиной неправильной регулировки редукционного клапана . Для устранения этого дефекта клапан нужно промыть и отрегулировать на необходи — мое давление .

Все операции по определению и устранению выявленных неис — правностей следует проводить в строгом соответствии с указаниями инструкции завода — изготовителя по эксплуатации трактора или ав — томобиля .

1. Каково назначение КП и их классификация ? 2. Что представляют собой ступенчатые КП ? 3. Каково назначение дополнительных КП у трактора и автомобиля ? 4. Перечислите способы переключения передач . При каком способе проще обеспечить автоматизацию переключения передач ? 5. На — значение механизма управления КП . 6. Что такое гидромеханическая пе — редача и с какой целью ее применяют в трансмиссии трактора и автомоби — ля ? 7. На каких типах тракторов и автомобилей и с какой целью применя — ют раздаточные коробки ? 8. Устройство и работа механизма блокировки дифференциала в раздаточной коробке .

Техническое обслуживание системы смазки двигателя

Система смазывания двигателя должна обеспечивать бесперебойную подачу масла к трущимся поверхностям с целью снижения потерь мощности на трение, уменьшения износа деталей, защиты их от коррозии, отвода тепла и продуктов износа от трущихся поверхностей,

Система смазки предназначена для подвода масла к трущимся поверхностям деталей двигателя, что уменьшает трение между ними и износ, способствует охлаждению нагретых поверхностей и удаляет продукты износа из зон трения. Основными неисправностями системы смазки являются: негерметичность системы, низкое или повышенное давление масла и его загрязненность (таблица 1).

Таблица 1 – Признаки неисправности системы смазки

Диагностирование системы смазки осуществляется визуально (по наличию подтеканий) и переносными приборами. Места течи определяют по пятнам и подтекам масла на двигателе и под автомобилем при его стоянке.

От исправного состояния системы смазывания, своевременного проведения ТО и устранения неисправностей в процессе эксплуатации автомобиля в значительной степени зависит надежность работы двигателя.

В процессе эксплуатации автомобиля необходимо периодически проверять уровень и состояние масла в картере двигателя, своевременно менять масло, очищать и промывать фильтры, менять фильтрующий элемент тонкой очистки, следить за давлением масла в системе смазывания и не допускать подтекания масла из фильтров, масляного радиатора, картера двигателя и соединений маслопроводов.

а-щуп дизельного двигателя; б-щуп бензинового двигателя

Рисунок 17 – Метки маслоизмерительного щупа

При проверке уровня масла автомобиль должен находиться на ровной горизонтальной площадке. После остановки двигателя должно пройти 3…5 минут, чтобы масло стекло в поддон картера. Затем вынимают и протирают щуп, замеряют уровень масла, который должен находится между метками «min» и «max». При необходимости масло доливают через маслозаливную горловину через воронку с сетчатым фильтром.

Низкий уровень масла в картере двигателя приводит к нарушению его подачи к трущимся поверхностям, к их перегреву и даже к выплавлению антифрикционного сплава вкладышей подшипников коленчатого вала.

При повышенном уровне масла появляется нагар на стенках головки цилиндров, днищах поршней и головках клапанов. Избыток масла приводит к утечке его через сальники и уплотнительные прокладки.

Причинами повышенного расхода масла могут быть: износ, пригорание или поломка поршневых колец, закоксование отверстий в кольцевых канавках поршня, износ канавок поршневых колец по высоте, износ цилиндров, образование на них царапин. Изношенные поршневые кольца, поршни и гильзы цилиндров следует заменить.

Повышенный расход масла может быть также от засорения клапана или трубки вентиляции картера двигателя.

Во время работы двигателя (вследствие нагрева и распыливания) масло в картере интенсивно окисляется, в результате чего образуются твердые (кокс) и мягкие (смолы) продукты окисления. Смолы, отлагаясь на горячих деталях картера, клапанной коробки и в маслопроводах, ухудшают условия подачи масла к трущимся частям. Образующиеся кислоты вызывают коррозию трущихся поверхностей и особенно сильно воздействуют на антифрикционный сплав тонкостенных вкладышей.

В результате неполного сгорания пары топлива в виде конденсата попадают из цилиндра в картер, разжижают масло, ухудшают его смазочные свойства — вязкость и липкость.

При заправке двигателя маслом необходимо соблюдать требуемую чистоту заправочного шланга с наконечником, заправочной посуды и маслозаливной горловины, так как в картер могут попадать механические примеси, которые увеличивают абразивный износ трущихся деталей двигателя.

Причинами понижения давления масла могут быть: снижение уровня масла в поддоне двигателя, повышение его температуры, загрязнение маслосборника, фильтрующего элемента фильтра грубой очистки или трубопроводов (масляных каналов), течь масла в соединениях, недостаточная производительность масляного насоса, неплотное прилегание редукционного клапана или износ подшипников коленчатого вала. Для устранения причин пониженного давления масла прежде всего надо убедиться в наличии необходимого количества масла в поддоне двигателя, исправности указателя давления масла и его датчика.

Исправность указателя давления масла проверяют заменой его контрольным прибором. Пониженная вязкость масла может быть вызвана попаданием топлива в цилиндры из-за неполного его сгорания. Повышенная температура масла (свыше 120°С) возможна из-за неисправной системы охлаждения. Уменьшение вязкости масла в поддоне может быть связано с разжижением его топливом. Эта неисправность устраняется подтяжкой соединений сливной топливной магистрали у дизеля или устранением причин, вызывающих перебои в работе свечей зажигания, повышение уровня топлива в карбюраторе.

Читать еще:  Характеристика фар на автомобилях ваз 2110: поломки и особенности выбора оптики

При обнаружении течи масла следует ее устранить подтяжкой штуцеров, пробок и креплений приборов системы смазывания.

Своевременное и качественное ТО системы смазывания обеспечивает постоянную техническую готовность механизмов, агрегатов и двигателя в целом.

При падении давления масла в системе смазывания двигателей на щитке приборов загорается сигнализатор аварийного давления масла. Загорание сигнализатора на средней и большей частотах вращения коленчатого вала двигателя указывает на наличие неисправности. При этом двигатель необходимо остановить и устранить неисправность.

Редукционный клапан регулируется шайбами, установленными между колпачком клапана и пружиной.

При температуре воздуха более 15…20°С необходимо включить масляный радиатор. Его также следует включать независимо от температуры окружающей среды при езде в тяжелых дорожных условиях с большой нагрузкой и малыми скоростями движения.

Если давление масла занижено или завышено, его проверяют с помощью механического манометра, устанавливаемого на место масляного датчика, так как автомобильные указатели давления могут иметь значительную погрешность. Техническое состояние насоса можно определить только после его снятие на стенде (рисунок 18)

1 – всасывающая магистраль; 2 – испытуемый насос; 3 – манометр; 4 – двухходовой кран; 5 – расходомер; 6 – электромеханический привод насоса; 7 – расходный бак с маслом

Рисунок 18 – Схема установки для испытания насосов

При включенном приводе и закрытом кране 4 определяют давление начала открытия редукционного клапана, которое должно быть в пределах 0,35…0,45 МПа. Наиболее чувствительным параметром, комплексно оценивающим состояние насоса является его производительность. Она характеризует степень износа шестерен и корпуса насоса. Включив привод 6 и открыв кран 4 с помощью расходомера 5 определяют производительность в л/мин. Нормативное значение составляет 10…30 л/мин (большие значения соответствуют двигателям грузовых автомобилей).

Масляные фильтры служат для очистки масла от механических примесей (частиц металла, нагара и пыли) с целью увеличения продолжительности его работы, а также уменьшения износа деталей двигателя.

Замена масла в двигателе проводится при техническом обслуживании № 2 примерно через каждые 10…15 тыс. км пробега автомобиля или один раз в год (в инструкциях по эксплуатации каждой модели автомобиля указаны более точные значения пробегов). Если применяются синтетические или полусинтетические масла, то сроки их замены могут быть увеличены.

Отработавшее масло сливают из системы смазки прогретого двигателя, так как в этом случае оно сливается быстрее, более полно и вместе с ним из системы удаляется большее количество загрязнений. Большинство современных двигателей имеет два фильтра: полнопоточный (грубой очистки) и центробежный (тонкой очистки). У полнопоточных фильтров заменяют фильтрующие элементы, а центробежные разбирают, осматривают и промывают. Полнопоточный масляный фильтр меняют не только из-за его загрязненности, но и в связи с тем, что в фильтре остается до 0,3 л загрязненного масла.

В обычных условиях эксплуатации, когда центрифуга работает исправно, в колпаке ротора скапливается 150…200 г отложений, а в тяжелых условиях – до 600 г (4 мм толщины слоя отложений соответствует примерно 100 г). Отсутствие отложений указывает, что ротор не вращался, и грязь вымыта циркулирующим маслом. Это может быть либо из-за сильной затяжки барашковой гайки кожуха, либо в результате самопроизвольного отворачивания гайки крепления ротора.

У правильно собранного и чистого фильтра после остановки двигателя ротор продолжает вращаться 2…3 мин, издавая характерное гудение. Степень загрязненности фильтра можно оценить по его температуре. Если фильтр холодный, то он сильно засорен и масло проходит через редукционный клапан, минуя фильтр.

Перед заливкой свежего масла, систему смазки необходимо промыть. Если в двигателе использовалось синтетическое масло, имеющее в своем составе моющие средства, то промывка не производится, если минеральное, то промывка осуществляется через 2…3 замены, если полусинтетическое – через 5…6 замен. Промывка осуществляется следующим образом. После сливания отработавшего масла, не снимая масляный фильтр, в двигатель заливают специальную промывочную жидкость или промывочное масло (ВНИИНП-ФД, МПС-1, МПТ-2М, «Олиофиат Л-20» и др.). При отсутствии такого масла можно использовать смесь, состоящую из 50 % моторного масла и 50 % дизельного топлива, или маловязкое масло типа веретенного (МГ-22А). Промывочное масло заливают до отметки «МIN» на щупе. Запускают двигатель, оставляют его работать примерно 10 мин, потом глушат и сливают промывочное масло. По окончании промывки снимают масляный фильтр.

После замены фильтра в двигатель заливают свежее масло до середины между отметками «МIN» и «МАХ». Двигатель запускают и оставляют его работать на минимальных оборотах примерно 1 мин. После выключения двигателя через 3…5 минут (чтобы все масло стекло в масляный картер) проверяют уровень масла и при необходимости пополняют его.

После длительной эксплуатации или при недостаточной производительности масляный насос снимают и разбирают, все его детали промывают в керосине и продувают сжатым воздухом. При наличии трещин в корпусе или крышке насоса эти детали заменяют. Осматривают ведущую и ведомую шестерни насоса. Измеряют диаметр шестерен и определяют зазор между осью и ведомой шестерней, который должен находиться в пределах 0,017…0,057 мм, а также зазор между валиком насоса и отверстием в корпусе, который должен находиться в пределах 0,016…0,055 мм. При наличии значительного износа их заменяют на новые. Обе шестерни, установленные в корпусе насоса, должны легко вращаться рукой при прикладывании усилия к ведущему валику. Щупом проверяют зазор между корпусом насоса и зубьями шестерен.

Также проверяют зазор между зубьями шестерен, который не должен превышать 0,20 мм. С помощью линейки и щупа измеряют зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса насоса. Предельно допустимый зазор составляет (в зависимости от марки насоса) 0,15…0,20 мм, номинальный – 0,05…0,16 мм.

Крышка насоса может иметь неплоскостность до 0,05 мм. Если она больше, то крышку фрезеруют или шлифуют; при этом толщина припуска на обработку не должна превышать 0,2 мм.

Ремонт и техническое обслуживание смазочной системы

Для очистки фильтрующего элемента грубой очистки двигателя ЗИЛ — 130 необходимо рукоятку фильтра провернуть на 3 — 4 оборота. Обычно эту очистку следует делать сразу же после возвращения с линии. В двигателе ГАЗ — 21 рукоятку фильтра следует повернуть на 15 — 20 двойных ходов.

При хранении автомобиля на открытой площадке в условиях низких температур рекомендуется ежедневно после окончания работы сливать масло в чистую посуду, а утром перед заливкой в картер подогревать его до температуры 90 0 С.

  • 1. Проверить наружным осмотром герметичность наружных приборов системы смазки и маслопроводов. При необходимости устранить замеченные неисправности.
  • 2. Слить отстой из масляных фильтров.

Для слива отстоя прогреть двигатель, очистить от пыли и грязи корпуса фильтров и провернуть фильтрующий элемент фильтра грубой очистки на несколько оборотов. Отстой нужно сливать резьбовые пробки в специальную посуду, что бы не загрязнять двигатель.

  • 3. Проверить уровень масла в картере двигателя и при необходимости долить масло.
  • 4. Сменить (по графику) масло в картере двигателя. При этом пролить фильтрующий элемент фильтра грубой очистки, заменить фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки и удалить осадки из фильтра центробежной очистки.
  • 1. Проверить наружным осмотром герметичность соединений системы смазки двигателя и крепление приборов, при необходимости устранить неисправности.
  • 2. Слить отстой из корпусов масляных фильтров.
  • 3. Сменить (по графику) масло в картере. Менять масло в картере двигателя при средних условиях эксплуатации автомобиля следует согласно заводской инструкции (после пробега 5000 — 7000км). обычно это совмещают с одним из технических обслуживаний. Одновременно с заменой масла проливают фильтрующий элемент фильтра грубой очистки и заменяют фильтрующий элемент тонкой очистки или очищают фильтр центробежной очистки масла. Для полного слива масла двигатель необходимо предварительно прогреть.

Одновременно со сливом масла из поддона картера следует слить из фильтра. Если при сливе масла будет обнаружено, что система смазки загрязнена (что можно обнаружить по очень сильному потемнению масла и наличия большого количества механических примесей в маслах), то необходимо промыть систему. Для этого заливают в поддон картера промывочное масло до нижней метки масломерной линейки, пускают двигатель и дают ему проработать на малых оборотах 10 -15 мин., а затем, открыв все пробки, сливают промывочное масло.

Фильтрующий элемент фильтра грубой очистки промывают кистью смоченной в керосине, при снятом отстойнике (ГАЗ — 21) или вынув фильтрующий элемент (ЗИЛ — 130). При промывке фильтрующий элемент необходимо все время проворачивать.

Корпус фильтра тонкой очистки промывают кистью при снятой крышке и отвернув пробку сливочного отверстия. После промывания корпуса внутрь его устанавливают новый фильтрующий элемент. После сборки фильтров грубой и тонкой очистки завертывают на место пробки и в поддон картера через масло наливной патрубок заливают свежее масло в количестве, указанном в заводской инструкции. Двигатель пускают и прогревают до нормальной температуры. Затем двигатель останавливают и через 3-5 мин. проверяют уровень масла.

Читать еще:  Не работает центральный замок с ключа и брелока сигнализации: почему устройство не открывает и не закрывает двери

Для удаления осадков из фильтра центробежной очистки двигателя ЗМЗ — 53 необходимо снять с маслоналивного патрубка фильтр вентиляции картера двигателя, отвернуть гайку — барашек и снять кожух, отвернуть одной рукой круглую гайку, удерживая другой рукой колпак от вращения, и осторожно снять колпак вместе с осадками. Затем снять сетку, очистить колпак от осадков, промыть его и сетку в бензине. Осторожно установить сетку и колпак на место, избегая повреждения резинового уплотнителя ратора, и завернуть рукой (не туго) гайку колпака, следя за тем, чтобы колпак садился на свое место без перекоса. После этого установить кожух завернуть гайку — барашек. Поставить на место фильтр вентиляции картера, пустить двигатель и проверить нет ли течи масла.

После удаления осадков и смены смазки нельзя сразу допускать работу двигателя на больших оборотах.

Для проверки двигателя фильтра центробежной очистки необходимо увеличить обороты коленчатого вала двигателя, а затем остановить его.

При исправной работе фильтра после остановки двигателя в течении 2 — 3 мин. будет слышно характерное гудение вращающегося ратора. Если обнаружиться, что фильтр работает плохо необходимо его разобрать и очистить житлеры и втулки.

Отработавшие масла необходимо собирать для последующей переработки и повторного применения. Повторное применение масел дает большую экономию.

Отработавшие масла необходимо хранить отдельно по маркам, не допуская их смешивания.

Обслуживание и советы по ремонту системы смазки кпп

Система смазки автомобиля (рис. 1) должна обеспечивать бесперебойную подачу масла к трущимся поверхностям для снижения потерь мощности на трение, уменьшения износа деталей, защиты их от коррозии, отвода продуктов износа от трущихся поверхностей и тепла. От исправного состояния системы смазки, своевременного проведения технического обслуживания и устранения неисправностей в процессе эксплуатации автомобиля в огромной степени зависит надежность работы двигателя (рис. 2). В процессе эксплуатации автомобиля необходимо периодически проверять уровень и состояние масла в картере двигателя, своевременно менять масло очищать и промывать фильтры, менять фильтрующий элемент тонкой очистки, следить за давлением масла в системе смазки, не допускать подтекания масла из фильтров, картера двигателя, соединений маслопроводов и масляного радиатора.

Рисунок 1. Система смазки автомобиля

После пробега первых 5 тыс. и 15 тыс. км масло в двигателе автомобиля необходимо заменить . Затем замену следует производить через каждые 15 тыс. км. Масло меняют чаще при эксплуатации автомобиля с районах с холодным климатом, в горной местности, по плохим дорогам, в сельской местности. Одновременно со сменой масла меняют масляный фильтр, для снятия которого можно воспользоваться зубчатым кожухом или кожаным ремнем или просто надев рукавицы. При снятии фильтра масло вытекает, поэтому нужно подставить емкость. При установке фильтр заворачивают вручную, руководствуясь указаниями по его сборке и разборке. Фланец фильтра промывают бензином, резиновое уплотнение слегка смазывают маслом, затем в картер заливают чистое масло.

Рисунок 2. Принципиальная схема устройства и работы системы смазки двигателя

В случае неполадок в работе системы смазки прежде всего необходимо проверить уровень масла, затем его вязкость, правильность работы приборов контроля, исправность масляного насоса.

Во время эксплуатации автомобиля наиболее часто встречаются следующие неисправности системы смазки: снижение уровня масла, повышение или понижение его давления в системе, загрязнение масла, нарушение работы вентиляции картера двигателя, повышенный расход масла.

Снижение уровня масла может быть вызвано износом сальников, выгоранием масла, недостаточным уплотнением коленчатого вала, негерметичностью масляного картера.

Повышение давления в системе смазки может происходить из-за загрязнения каналов системы и масляного фильтра, из-за применения масла повышенной вязкости, отказа датчика давления масла, неисправности редукционното клапана.

Причинами пониженного давления могут быть недостаточный уровень масла в картере, заедание редукционного клапана в открытом канале, засорение маслоприемника, износ деталей масляного насоса, подшипников коленчатого вала и распределительного вала. При пониженном давлении масла в системе смазки на холостом ходу при прогретом двигателе необходимо в первую очередь проверить уровень масла в поддоне картера.

Проверяют уровень масла в поддоне картера при помощи щупа не ранее, чем через 7 минут после остановки двигателя. Для проверки необходимо вынуть щуп, протереть его ветошью и снова вставить в гнездо до отказа. Затем вновь вынуть щуп. След масла на нем показывает уровень масла в поддоне. Нормальный уровень масла находится между верхней и нижней метками на щупе.

Причинами быстрого изнашивания двигателя и его интенсивного, старения могут быть длительная работа в режимах, отличающихся от номинальных (температура охлаждающей жидкости менее 60°С или более 100°С), попадание в масло охлаждающей жидкости, значительный износ деталей цилиндро-поршневой группы, применение несоответствующего масла. Повышенный расход масла (падение уровня масла от номинального до отметки «MIN» на маслоизмерительном щупе при пробеге 1000 км ) проявляется при утечках масла, износе поршневых колец и поршней или цилиндров двигателя, поломке поршневых колец, закоксовывании прорезей в маслосъемных кольцах либо канавок поршней, износе или повреждении маслоотражательных колпачков клапанов, износе стержней клапанов либо направляющих втулок, нарушении работы системы вентиляции картера.

При внимательном осмотре можно найти течь масла, вызванную прокладками. Необходимо осмотреть крышки привода распределительного вала, крышки клапанного механизма, блока цилиндров, фильтра очистки масла, а также пробку заливного отверстия, штуцер датчика указателя давления, крышку маслоотделителя и уплотнитель маслоизмерительного щупа. Если обнаружены даже небольшие подтеки масла, значит, была нарушена герметичность системы смазки из-за поврежденных прокладок, сальников, ослабления креплений. Если протекает прокладка поддона картера двигателя, нужно снять картер и заменить прокладку. Для замены прокладки в большинстве дизельных автомобилей необходимо из двигателя слить масло, отвернуть все винты крепления нижней части поддона картера и снять ее, затем отвернуть все винты крепления верхней части поддона картера и также ее снять.

Для того, чтобы снять и установить поддон картера бензиновых двигателей зарубежных автомобилей и автомобилей ВАЗ, необходимо автомобиль поднять. Для различных автомобилей последовательность операций по снятию масляного поддона картера различна.

После выполнения этих операций поставить новую прокладку и покрыть герметиком уплотняющие поверхности на закруглениях, установить поддон картера и закрепить его болтами, сильно не затягивая, чтобы не выдавить прокладку. Далее установка выполняется в последовательности, обратной снятию. После установки заливают масло, совершают пробную поездку, чтобы проверить, нет ли утечек в соединениях, и при необходимости подтягивают крепления. Подтягивать болты, винты и гайки крепления поддона картера и крышек необходимо осторожно, чтобы не сорвать резьбу. Для того, чтобы облегчить поиск возможной утечки, перед поездкой места стыков и уплотнений на двигателе снаружи посыпают тальком.

Вязкость масла снижается, если масло долго не меняется, а также в случае неисправностей в системе вентиляции картера. Вязкость масла (т.е. пригодность его для того или иного климата и времени года) обозначают на этикетке цифрами после букв SAE. Большая или маленькая буква W ставится в обозначении зимних марок: SAE 5 W, SAE 10 W. У летних марок никакой буквы не ставится: SAE 30. В маркировке вязкости всесезонных сортов сначала следует зимний показатель, затем — летний: SAE 10 W-50, SAE 15 W 50, SAE 10/W 30.

Необходимо своевременно производить очистку и промывку деталей системы вентиляции картера.

Нарушение работы системы вентиляции картера двигателя возникает при загрязнении маслоотражателя, золотникового устройства карбюратора, трубок отсоса картерных газов, проявляется оно в повышении давления в системе смазки, в попадании масла в воздушный фильтр и карбюратор, повышенном расходе масла.

Нормальная ли вязкость масла, можно определить на ощупь, растирая его между пальцами. Наличие значительных крупинок и ощущения тепла свидетельствует о том, что масло некачественно. Охлаждающую жидкость — воду в масле можно обнаружить, если слить стакан масла из поддона картера и в течение часа дать ему отстояться.

Появление охлаждающей жидкости в масле служит признаком того, что необходимо заменить прокладку головки блока цилиндров. Кроме того, разжижение масла может происходить за счет части бензина, которая не сгорает при отказе одного из цилиндров двигателя или при работе двигателя на переобогащенной смеси. Такое масло подлежит замене. Причину неисправности необходимо устранить.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector