Ремонт и замена система отопления и кондиционирования своими руками

Ремонт автомобильного кондиционера своими силами

Хоть и принято считать наличие кондиционера в автомобиле дополнительной опцией, но в некоторых ситуациях может показаться, что нет ничего важнее аппарата, подающего прохладный воздух в салон машины.

И если в знойный безветренный день вдруг откажет система кондиционирования, то обычная поездка может превратиться в невыносимую пытку, поэтому освоить хотя бы азы, помогающие осуществить ремонт автомобильных кондиционеров нужно каждому автомобилисту. Это несложно если разобраться в принципе его работы, возможных признаках неисправностей, основных узлах подверженных поломкам и способах их ремонта своими руками.

Принцип работы

Принцип работы автомобильного кондиционера сродни процессам, происходящим в обычном бытовом холодильнике, но с учетом специфики работы в условиях движения:

  • нажатая кнопка включения кондиционера первым делом запускает компрессор, который по соединительным трубкам начинает «прогонять» фреон к радиатору;
  • радиатор (конденсор), расположенный в передней части машины, охлаждает хладагент, в связке с дополнительным вентилятором, обдувающим конденсор;
  • после чего фреон, преобразовавшись в конденсат, по шлангам попадает в ресивер-осушитель, где он очищается от водяных паров и грязи;
  • следующим на пути хладагента находится терморегулирующий вентиль (ТРВ), который отвечает за его подачу в испаритель;
  • испаритель, пропуская через себя хладагент, охлаждается, а вентилятор подает прохладный воздух в салон.

Диагностика и выявление неисправностей

С приходом жаркого сезона, рука автовладельца, имеющего кондиционер в своем авто, тянется к кнопке, включающей климатизер, но иногда долгожданной прохлады в салоне не наступает. Что бы этого ни случилось, требуется заранее провести диагностику своими руками всех составляющих этого агрегата.

Подняв капот внимательно обследовать состояние соединительных трубок и резиновых шлангов, которые хомутами присоединены к ним, если на металлических трубках есть следы масляных выделений, значит, присутствует утечка хладагента, что автоматически приводит к выключению компрессора. Это может быть следствием частой и сильной вибрации двигателя, при которой хомуты шлангов дают слабину. Разобраться какие детали требуют замены, поможет дополнительная заправка фреоном системы.

Ремонт основных узлов

Выявив, какой из узлов и агрегатов вышел из строя можно смело приступать к ремонту и замене неисправных узлов своими руками.

Компрессор

Выход из строя этого узла происходит из-за ситуаций связанных с его неправильной установкой и эксплуатацией. Часто работники автосервиса, обнаружив потемнение теплоизоляции или утечку фреона, ограничиваются устранением этой проблемы. А также дополнительной заправкой кондиционера или установкой на магистраль фильтра, что кардинально не влияет на возникшую проблему и приводит к прогнозируемой поломке.
Так как компрессор является основным агрегатом в системе кондиционирования о его основных неисправностях и способах их устранения подробно рассказано в отдельной статье.

Ремонт узла, отвечающего за охлаждение фреона, стоит начинать только в случае, если он не подвергся воздействию коррозии, после мелких механических повреждений. Обычно демонтированный с автомобиля радиатор восстанавливают с помощью аргонно-дуговой сварки или обычного напыления.

После этого радиатор следует проверить на герметичность, создав давление, достигающее 20 атм. Если же радиатор дал течь вследствие коррозии, то проще будет заменить его новым. Подробно эта тема раскрыта в этой статье.

Ремонт шлангов и трубок

Хоть основные трубки автокондиционера и изготовлены из алюминия, все равно они подвержены разрушительному влиянию внешних факторов:

  • температурные перепады;
  • воздействие разбрасываемых на дорогах зимой реагентов;
  • вредные вещества, скапливающиеся в трубках.

Все это приводит к их окислению и последующему гниению. Ремонт этих узлов своими руками производится, так же как и в случае с радиатором.

Конструктивные особенности, когда шланги могут проходить рядом с выпускным коллектором, неправильный монтаж и езда по ухабам приводят к высыханию, перекручивания и перетиранию шлангов. Если вовремя провести замену этих составляющих, то можно избежать разгерметизации системы влекущую неисправность других агрегатов кондиционера.

Заправка хладагентом

По окончании всех ремонтных работ, произведенных своими руками, требуется заправка системы фреоном, учитывая конструктивную схожесть трубок автомобильного кондиционера с узлами стационарных сплит-систем – это несложно сделать самостоятельно.

Определившись, какой марки хладагент находится в системе кондиционирования, так как смешивание разных марок нежелательно, нужно купить набор для заправки и через специальный шариковый клапан произвести заправку кондиционера фреоном своими руками. Проделывая эту процедуру нужно внимательно следить за количеством хладагента, на качество работы может повлиять как недостаток, так и избыток фреона, оказавшегося в системе кондиционера после заправки.

Смотрите видео по теме:

Как своими руками отремонтировать систему отопления в частном доме

Отопление – самая затратная статья расходов при проживании в частном доме. Монтаж, обслуживание, эксплуатация систем обходятся очень дорого. Срок службы труб и приборов отопления довольно велик, но не бесконечен. Рано или поздно какие-то элементы системы выходят из строя. Можно вызвать специалистов или самостоятельно сделать ремонт отопления в частном доме. В нем нет ничего особенно сложного, поэтому имеет смысл рассмотреть основные типы неисправностей и обдумать, как решить проблему с минимальными денежными затратами.

Капитальный и текущий ремонт систем отопления

Текущий ремонт – это починка и замена изношенных элементов систем. Как правило, это устранение протечек, мелкий ремонт котлов и т.д. Такое мероприятие обычно не требует длительной остановки работы всей системы и обходится в небольшие суммы. В капитальном ремонте возникает необходимость в периоды капремонтов и реконструкции зданий, в случаях износа всех или многих деталей и узлов:

  • замена котла, печи или теплоаккумулятора;
  • полная или частичная замена труб отопления;
  • установка новых радиаторов или систем теплого пола.

Потребность в капремонте возникает нечасто, иногда системы служат по нескольку десятилетий без серьезных поломок. Частота замены и переоборудования системы зависит от качества отопительных приборов и труб, которые выбирают владельцы для конкретных зданий. Поэтому при выборе стоит обращать внимание на продукцию фирм с хорошей репутацией и на технические характеристики моделей.

Как отремонтировать радиаторы отопления

Причин поломок батарей бывает несколько:

  • радиаторы изначально некачественные или плохо смонтированы;
  • низкокачественный теплоноситель и жесткие условия эксплуатации батарей (например, высокое рабочее давление);
  • коррозия, появление налета на стыках радиаторов и труб;
  • износ межсекционных прокладок и/или резьбовых ниппелей.

Бывает, что причин, по которым потекли батареи, несколько, и они связаны с «преклонным возрастом» приборов отопления. В этом случае частичные ремонты станут бесконечным и бессмысленным занятием. Лучше один раз потратиться на приобретение нового оборудование, чем постоянно латать старое. Если же батареи еще относительно новые, то следует установить точное место протечки и ликвидировать ее.

Особенности диагностики и ремонта

Чаще всего место течи очевидно, но бывает, что его сложно установить. Простой способ: проведите сухой белой салфеткой по участку батареи, где предполагаете неисправность. В зоне, где влага пропитала салфетку, находится течь. Если и так не получилось найти, то необходимо выключить систему, снять радиатор и погрузить в ванну с водой. Где пойдут пузырьки воздуха – там и течет.

Завершив диагностику, подготовьте инструменты для ремонта:

  • замазку или сварочный аппарат;
  • герметик;
  • тонкий стальной трос;
  • белила;
  • металлический хомут, болты и гайки к нему;
  • небольшое количество бензина;
  • клеенку и тряпку для защиты пола от влаги.
  • Зачистите место течи до металла, тщательно промойте бензином.
  • Обработайте замазкой: нанесите состав на полоску ткани и намотайте на стык в 2-3 слоя.
  • Установите хомут на замазку и зафиксируйте болтами. Загерметизируйте, дождитесь высыхания всех материалов и подкрасьте.
Читать еще:  Что такое круиз-контроль в автомобиле: для чего он нужен и видео о том, как работает адаптивное устройство в машине на механике и на автомате

Течи в трубах – что делать

Причины появления протечек в трубах – те же, что и в радиаторах: износ «от старости», химически агрессивный теплоноситель, скачки давления, нарушение герметичности на стыках. Обычно отремонтировать или заменить трубу несложно, но если разводка скрытая, то проблемы действительно могут возникнуть. Именно поэтому при скрытом монтаже обязательно предусматривают возможность свободного доступа к коммуникациям.

Порядок работ и рекомендации специалистов

Для срочного ремонта нужно остановить работу системы: отключить котел, насосы, перекрыть все вентили, слить воду. Чтобы устранить протечку, понадобится хомут с уплотнителем. Далее следует действовать так:

  • Разберите соединение.
  • Нанесите слой подмотки.
  • Установите хомут.

Если труба стальная, и течь образовалась не на стыке, а на теле трубы, придется использовать сварку. При ремонте медных изделий тоже используют сварку, но этот процесс сложнее, поэтому придется обратиться к специалисту.

Альтернатива сварке – капиллярная пайка. К сожалению, она не всегда оказывается эффективной, и труба снова дает течь. Если это происходит повторно, замените поврежденный участок. Это потребует меньше сил, нервов и денег, чем новый ремонт изношенного металла. Трубы из металлопластика не ремонтируют, а сразу заменяют.

Как действовать при поломке котла

Специалисты настоятельно не рекомендуют самостоятельно чинить отопительные котлы. Этим должны заниматься профессионалы, т.к. халатная или неумелая работа может привести к непредсказуемым последствиям. После установки котла сохраните инструкцию по эксплуатации. В ней четко написано, что и как владелец может сделать сам:

  • отрегулировать температуру;
  • включить подачу газа;
  • удалить воздух.

Остальные работы доверьте людям, которые хорошо разбираются в отопительной технике. Не рискуйте жизнью и имуществом.

Если с ремонтом труб и радиаторов больших проблем не возникает, все можно сделать своими руками, то котлы и циркуляционные насосы лучше не пытаться чинить самостоятельно. Неисправный котел пожароопасен, а насосы зачастую «не выживают» после вмешательства дилетантов в их работу. Для ремонта этих элементов систем отопления вызывайте мастеров.

Видео: ремонт системы отопления

Ремонт кондиционера своими руками: поломки, методы их устранения, профилактика

Все мы радуемся при покупке новой вещи, а особенно новой техники. От наличия бытовых приборов зависит то, насколько комфортно мы будем чувствовать себя в собственном доме. Но, приобретая оборудование, мы не знаем, сколько оно прослужит. Срок эксплуатации не всегда зависит от изначальных характеристик прибора и от качества его сборки на заводе. На длительность продуктивного использования техники в значительной мере влияют внешние факторы при ее эксплуатации, насколько правильно с ней обращаются и ухаживают. Новый регулятор климата – радость в доме, но для того чтобы в полной мере насладиться его работой, нужно также знать, как правильно осуществлять ремонт кондиционера своими руками. Услуги профессионалов, к сожалению, стоят недешево.

Типы неполадок

Можно ли вообще ремонтировать такую сложную технику, как кондиционер самостоятельно без присутствия специалистов? Этот вопрос интересует многих. Попробуем дать на него развернутый ответ. Но прежде, нужно узнать, какие же типы неполадок бывают у климатических систем.

Вот наиболее распространенные проблемы, которые возникают в ходе эксплуатации оборудования кондиционирования, и вследствие чего может понадобиться ремонт кондиционера в квартире:

  • Снижение производства тепла, либо холода;
  • Протекание конденсата вследствие засорения дренажей;
  • Оборудование не включается и никак не реагирует на команды с пульта управления;
  • Появление неприятного запаха от работающего прибора.

В первом случае, получается, что кондиционер потребляет электроэнергию напрасно, не давая ничего взамен. Он не справляется со своей основной задачей. Чем же может быть вызвано снижение производительности устройства, и как это устранить?

Причины снижения производительности

Причин может быть множество, основные из них, это:

  1. Утечка фреона, который является основным элементом системы, позволяя ей работать. Она может быть вызвана технологическими причинами, либо возникнуть случайно. Необходимо проверить устройство на герметичность и дозаправить его, если в этом есть необходимость.
  2. Возможно, из строя вышли основные узлы деталей теплового насоса, то есть испаритель, компрессор, вентилятор, клапаны, датчики, либо какие-то из элементов управления. В этом случае не обойтись без замены неисправных комплектующих.
  3. Различные отклонения в электрической сети, такие как скачки, провалы и перепады напряжения. Это нужно учитывать при подключении кондиционера к домашней сети и по возможности исключить их, иначе неисправности в работе устройства станут нормой.

Прочие неполадки кондиционера

Но засоряться могут не только фильтры, но и другие внутренности кондиционера. Их также необходимо вовремя чистить, иначе может возникнуть такая неприятная проблема, как протекание дренажа. В дренажном трубопроводе может оседать много мусора, в результате трубы забиваются, и жидкость из внутреннего блока может вытекать наружу прямо на пол в квартире. Согласитесь, это не очень приятно.

Устраняется протечка основательной прочисткой дренажного канала от посторонних частиц. В зимнее время причина протечки может крыться в забивании трубки ледяной пробкой. В этом случае самым оптимальным решением будет прочистка испарителя, либо дополнительная заправка кондиционера фреоном.

Если же оборудование вообще не запускается и не реагирует на подаваемые пультом дистанционного управления команды, то, в первую очередь, следует проверить напряжение в электрической розетке. Для того чтобы измерить напряжение, необходимо использовать специальный прибор – мультиметр.

Если он показал, что напряжение в сети достаточное для корректной работы устройства, то причину неисправности следует искать в чем-то другом. Но для точной диагностики, нужно для начала вытащить штепсельную розетку, полностью обесточив устройство. Через минуту кондиционер снова включают. Если ничего не произошло, то возможно следует заменить батарейки в пульте управления. Сделать это легко самостоятельно.

В процессе своей деятельности, кондиционер пропускает через себя огромное количество воздуха, качество которого не всегда идеально. Поэтому зачастую через какое-то время купленный вами прибор начинает плохо пахнуть во включенном состоянии. Причиной запаха могут быть бактерии, которые скапливаются на фильтрующих элементах оборудования. Что делать в этом случае? Здесь может выручить обработка фильтров устройства при помощи специальных антибактериальных средств. Возможно, также понадобится дополнительная обработка парогенератором радиаторов испарителя.

Когда нужны профессионалы

В каких случаях не стоит самодельничать? Если поломка кондиционера:

  • Не вызвана одной из перечисленных выше причин;
  • Представленные тут способы экстренной помощи устройству, вам не помогли;
  • Вы подозреваете, что неполадка возникала в одной из сложных и важных деталей кондиционера, такой, например, как компрессор.

В этом случае следует обращаться за помощью к профессионалам. Ремонт компрессора кондиционера своими руками оказывается удачным в довольно редких случаях. Велик риск того, что система и вовсе не заработает никогда и понадобится ее полная замена, либо замена какой-то из ее важных и дорогостоящих деталей или узлов. Помните, что длительность и продуктивность работы климатического устройства напрямую зависит от своевременности и корректности выполнения сервисных и регламентных работ. Узнать о процедурах, которые нужно проводить через определенные периоды работы устройства, можно из прилагаемой к нему инструкции.

Автодиагностика домашнего кондиционного оборудования

Практически все современные модели кондиционеров имеют индикаторы, которые могут показывать, где имеется неисправность. Определить это можно по количеству мигания лампочки на индикаторе:

  • Одно мигание – не работает терморезистор во внутреннем блоке;
  • Два мигания – не работает терморезистор во внешнем блоке;
  • Три мигания – некорректно работает одна из систем – охлаждения, либо нагрева;
  • Четыре мигания – не включена система защиты компрессора от перегрузок;
  • Пять миганий – нарушено сообщение между комнатным и уличным блоком кондиционера, нужно проверить кабель;
  • Шесть миганий – неисправны исполнительные устройства внешнего блока, либо проблема в силовых транзисторах;
  • Семь миганий – проблемы с внешним блоком и давлением хладагента;

Профилактика поломки кондиционера

Для того чтобы минимизировать риск поломки оборудования, достаточно осуществлять своевременную профилактику его работы примерно каждый месяц. Профилактические меры по отношению к комнатному блоку предусматривают:

  1. Поверхностную уборку посредством протирки влажной тряпкой с моющим средством.
  2. Мытье жалюзи от скопившейся пыли и грязи.
  3. Проверку крепления.
  4. Проверку давления и внеочередную дозаправку фреоном, в случае обнаружения его недостачи.
  5. Проверку батареек пульта.
  6. Проверку теплообменника на предмет инея.
  7. Наблюдение за температурой воздуха у входа в блок.
  8. Прочистку фильтров.
  9. Проверку работы при различных режимах.


Переднюю крышку кондиционера поднимают и вынимают фильтр. Его промывают струей холодной воды с чистящим средством и дают высохнуть перед тем, как ставить обратно.

Профилактические меры по отношению к уличному блоку предписывают:

  1. Проводить усиленную чистку путем продувания сжатым воздухом, чтобы избавить устройство от пыли и древесного пуха.
  2. Проверку настенных креплений.

Стоит также напомнить, что в таком деле, как ремонт кондиционного оборудования, инструкция по его эксплуатации – очень важный документ. Без нее в сложном устройстве системы вам не разобраться. А ремонтировать технику, не обладая специальными знаниями, может быть опасно как для самого оборудования, так и для человека.

Ремонт домашних кондиционеров

Климатическая техника играет большую роль в создании комфортной домашней обстановки. Ремонт кондиционеров при поломке легко проводится своими руками, т. к. эти устройства довольно просты в эксплуатации и работе.

Диагностика проблем

В бытовых системах вентиляции сразу чувствуется снижение эффективности работы. Если некоторые сигналы о предстоящей поломке домашних кондиционеров можно сразу и не заметить, то ухудшение работы ощутимо сразу же (в особенности в жаркое время года). Основные виды неисправности кондиционеров:

  1. Из кондиционера капает воды или на задней стенке собирается конденсат. Парообразование в устройстве свидетельствует о неисправности дренажного канала, который должен выводить воду из прибора. У этой проблемы может быть неприятный исход – при заморозках на стенках дренажа образуется застой из льда, который станет причиной поломки техники; Фото — наледь
  2. Неприятный запах во время работы. Такое случается, если устройство долго не включалось или очень загрязнено. Стоит обратить внимание на род запаха. Если воняет жженой пластмассой, то может гореть проводка или какая-то внутренняя деталь, если просто затхлым – то это проблема засора фильтра; Фото — грязный вентилятор
  3. Неравномерное распределение воздушного потока. К примеру, он сильно дует на потолок и недостаточно мощно в сторону пола. Здесь причина неисправности кроется в изменении изгиба жалюзи. Для контроля сквозняка в кондиционерах используется специальная решетка, которая в зависимости от настроек может менять свою частоту и угол; Фото — жалюзи
  4. Прибор не включается. Проверьте электрическую сеть и провода питания;
  5. Небольшая температура охлаждения, свист при работе, другие неприятные и нестандартные звуки. Для работы бытовых и промышленных кондиционеров необходимо использование в устройстве хладогента – фреона, который помогает охлаждать компрессор при интенсивном вентилировании помещения. Эта поломка является критической как для компрессора, так и для двигателя, и радиатора кондиционера. При наличии этой неисправности лучше сразу отнести технику на ремонт в сервисный центр; Фото — теплообменник
  6. Неправильная установка температуры, сбои настроек, перебои контроля времени и режима. Скорее всего, проблема кроется в неисправности плат сплит-систем. Нужно проверить их контакты и состояние в целом. Диагностика проводится на специальном оборудовании, поэтому целесообразнее отнести устройство в профессиональные мастерские.

Отдельно нужно сказать про поломки напольных бытовых кондиционеров. Очень большую роль играет правильный монтаж климатической техники. Если установка не была осуществлена на ровную поверхность, то первыми засорятся дрены, а после даст сбой радиатор и двигатель. Кондиционер начнет гудеть при работе и копить конденсат, после чего его ремонт будет практически невозможен.

Фото — принцип работы

Видео: как работает кондиционер

Устранение неисправности

Проще всего в домашних условиях производится чистка и срочный ремонт радиатора кондиционера. Внешне радиатор сплит-системы напоминает очень мелку сетку, которая расположена под передней панелью устройства. Из-за того, что она постоянно подвергается воздействию пыльного воздуха, на сетке скапливается большое количество сора из вне, который при работе попадает в Ваше жилье. Помимо этого, оборудование также пылится во время простоя (зимой и осенью), из-за чего также на радиаторе появляется пыль.

Фото — продувка фильтра

Чтобы самостоятельно провести чистку и ремонт кондиционера, нужно:

  1. Снять панель с устройства. Она прикреплена на резьбовые соединения, они снимаются при помощи отвертки или гаечного ключа (в зависимости от марки). У некоторых оконных кондиционеров (Mitsubishi, Hitachi или Daikin) панель также закреплена при помощи скрытых замков; Фото — чистка сплит-системы
  2. Под ней находятся первые воздушные фильтры, через них проходит поток воздуха и с улицы, и из дома. Поэтому нужно и снять и замочить в теплой воде с мылом на 30 минут. За это время с них отлипнут жировые отложения и пыль, а также будут уничтожены болезнетворные бактерии;
  3. Под ними расположен роторный вентилятор. Он производится в виде валика и обязательно подлежит чистке, т. к. именно эта деталь помогает перегонять воздух. Его техническое обслуживание заключается в протирании лопастей при помощи влажной тряпочки, смоченной в мыльном растворе;
  4. Далее, Вы попадете в фильтры, через которые поток воздуха попадает из внешних отсеков во внутренние. Эти запчасти чистятся при помощи валика, смоченного в воде и мыле, можно купить специальный инструмент или воспользоваться тряпкой, намотанной на длинную трубку.

Чаще всего гарантийный ремонт не подразумевает чистку радиаторов кондиционеров, поэтому работу придётся проводить самостоятельно. Целесообразно повторять процесс раз в полгода для обеспечения наилучшего эффекта.

Фото — профессиональные средства для чистки

Инструкция, как прочистить теплообменник кондиционера Panasonic (Панасоник), Самсунг (Samsung), ВАО и других:

  1. Нужно снять переднюю панель и убрать все запчасти внешнего отсека. Вам требуется попасть во внутренний, теплообменник находится именно там;
  2. Чистить можно несколькими способами. К примеру, многие даже профессиональные мастера просто продувают радиатор пылесосом. Если у Вас нет этого прибора, то можно пройтись по нему мягкой щеткой;
  3. Чтобы проверить его работоспособность – окуните деталь в таз с мыльной водой. Если откуда-то пойдут пузыри – то радиатор нужно запаять.

Фото — место протечки

При редком использовании кондиционера или, напротив, после очень интенсивного применения, многие хозяева замечают, что из-под передней панели капает вода. Проблема заключается в засорении трубок дренажа. Что делать:

  1. Ремонт шлангов кондиционеров производится только в тёплое время года, в крайнем случае, при плюсовой температуре, иначе он будет нецелесообразным;
  2. Если проблема была замечена после зимнего сезона, то сначала нужно отвод осторожно прогреть при помощи теплой воды и тряпки – вероятно, в трубе образовалась ледяная пробка;
  3. Если же неисправность была обнаружена в середине рабочего сезона, то нужно продуть трубу. Для этого можно использовать специальные компрессоры, которые выводятся к внутреннему отводу трубки или жидкости. Предварительно прочитайте в инструкции, можно ли использовать в Вашем кондиционере растворы для чистки.

Но самой опасной проблемой, которая требует срочного ремонта и может повлиять на работу компрессора кондиционера или его муфты, является утечка хладагента. Главным коварством неисправности является то, что её очень сложно обнаружить. Даже не все профессиональные мастерские предоставляют такую услугу. Признаки утечки:

  1. Шум при работе;
  2. Снижение эффективности охлаждения;
  3. Резкие перепады температуры.

Перед началом ремонта нужно обнаружить место утечки. Для этого есть несколько способов. Самый простой – опять же использование мыльного раствора. Нужно смазать трубы холодильного контура специальным мыльным средством (можно применять и обычный раствор 1:1, но его эффективность ниже), и следить, где появятся пузыри.

Фото — измерение и устранение протечки хладагента

В некоторых марках во фреон добавляется жидкость, которая светится под ультрафиолетовыми лучами. Конечно, Вам понадобится вооружиться УФ-лампой, но зато это самый быстрый и эффективный вариант. Самостоятельно отремонтировать трубы высокого и низкого давления не выйдет, более того, если вовремя не обнаружить проблему, то ремонт выйдет дороже, чем стоимость техники. Поэтому с данной протечкой рекомендуем сразу обращаться в сервисный центр.

Очень интересно прочитать:

10.11 Система отопления и кондиционирования. Назначение, устройство и принцип действия

Система отопления

Назначение системы отопления

Первая и самая главная задача системы отопления — не дать замерзнуть водителю и пассажирам в автомобиле при температуре окружающей среды, которая вызывает дискомфорт.

Система отопления может быть отдельной составляющей, а может быть интегрированной в общую систему климатического контроля.

Существует два пути решения вышеописанной задачи: создавать тепло с помощью дополнительных устройств или использовать дармовое тепло, которое является побочным явлением при работе двигателя внутреннего сгорания. Первый способ в рамках данного пособия рассматривать не будем. Ниже будет рассмотрено устройство системы отопления, которая создана по принципу отбора тепла от ДВС.

Устройство системы отопления

Независимо от того, отдельная это система или интегрированная, принцип ее работы одинаков для всех и не изменяется уже довольно длительное время. Основная идея заключается в том, чтобы использовать тепло двигателя, которое выделяется при его работе. А так как тепло от двигателя отводится с помощью охлаждающей жидкости, то и для системы отопления понадобится именно она.

Для осуществления задуманного в систему охлаждения двигателя вклинили пару шлангов (подводящий и отводящий), кран (заслонку) и теплообменник, который представляет собой уменьшенную версию радиатора (показано на рисунке 10.15).


Рисунок 10.15 Упрощенная схема системы отопления.

Принцип действия

При закрытом кране (заслонке), охлаждающая жидкость проделывает свой обычный путь: от помпы через радиатор и термостат к двигателю и обратно. Как только водителю и/или пассажирам станет неуютно ехать в салоне, покрывшемся инеем, водитель откроет кран (заслонку) и разогретая до нормальной рабочей температуры охлаждающая жидкость (а это 85—90 °С) потечет по увеличенному кругу к теплообменнику отопителя, чтобы там отдать часть своего тепла временным обитателям салона. Чтобы горячий воздух попадал туда, куда нужно, вентилятор системы вентиляции продувает воздух из окружающей среды через теплообменник отопителя в салон автомобиля по специальным воздуховодам.

Система кондиционирования

Назначение системы кондиционирования

Зимой дискомфорт создает холодный воздух, летом же – горячий. И если зимой в крайнем случае за руль можно сесть, надев на себя помимо зимней куртки еще и ушанку, а на руки натянув перчатки или варежки, то летом спастись от жары будет не так просто. Для того чтобы от знойной жары попасть в оазис, который будет находиться на водительском месте, придумали и внедрили в жизнь систему кондиционирования, по своей сути очень напоминающую холодильник.

Устройство системы кондиционирования

Простейшая система кондиционирования устроена следующим образом (показана на рисунке 10.16): компрессор установлен на двигателе и приводится во вращение от коленчатого вала посредством ремня, к компрессору подсоединены два патрубка линий высокого и низкого давления, впереди перед радиатором системы охлаждения установлен конденсатор (также имеющий вид радиатора). К конденсатору подсоединены патрубки высокого и низкого давления. На конденсаторе установлен ресивер-осушитель, он, в свою очередь, соединен патрубками с расширительным клапаном. В самом салоне установлен испаритель, на вид — тот же радиатор, только в уменьшенном виде. Заполняется вся система кондиционирования специальным хладагентом.

Примечание
Стоит добавить, что кондиционер в автомобиле используется не постоянно, даже в летнее время года, потому в перекачке хладагента вхолостую по системе нет надобности. Именно для этого привод компрессора осуществляется через электромагнитную муфту, интегрированную в шкив компрессора. Эта муфта разъединяет шкив и вал компрессора, когда в кондиционере нет надобности.


Рисунок 10.16 Упрощенная схема системы кондиционирования.

Принцип действия

Итак, вам стало жарко, на панели управления в салоне вы нажали на соответствующую кнопку, при этом муфта подключила шкив к валу компрессора и он заработал. Компрессор сжимает газообразный фреон (хладагент), отчего тот сильно нагревается, и перекачивает его по трубопроводу в конденсор, где сжатый фреон охлаждается. В помощь конденсатору — дополнительный электровентилятор. Охладившись, сжатый фреон конденсируется и поступает из конденсора уже в жидком виде. После этого жидкий фреон проходит через ресивер-осушитель. Здесь происходит фильтрация хладагента от продуктов износа компрессора и воды.

Примечание
Ресивер-осушитель имеет еще одну немаловажную функцию — гасителя пульсаций хладагента.

После очистки и выравнивания давления фреон течет в сторону салона автомобиля, где находится расширительный клапан. Проходя через расширительный клапан и попадая в испаритель, фреон переходит в газообразное состояние (кипит), при этом сильно охлаждаясь. Холодный фреон охлаждает испаритель, а вентилятор сдувает с испарителя холод в салон автомобиля. Пройдя через испаритель, все еще достаточно холодный фреон попадает снова в компрессор. Круг замыкается.

Примечание
Та часть патрубков, которая находится между компрессором и расширительным клапаном, называется напорной, или магистралью высокого давления. Ее всегда можно определить по горячим металлическим тонким трубкам. Часть же от испарителя до компрессора называется обратной магистралью, или магистралью низкого давления. Она изготавливается из толстых трубок и на ощупь холодная. Если в напорной магистрали во время работы компрессора давление колеблется от 7 до 15 атмосфер (в аварийных случаях и до 30), то в обратной магистрали давление не превышает одной-двух атмосфер. Когда кондиционер выключен, давление в обеих магистралях уравнивается и составляет около пяти атмосфер.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector