Дельные рекомендации по выбору монтажного автомобильного провода и кабеля

Кабель и провода для монтажа проводки в автомобиле: выбирай и проверяй

Рано или поздно в любом транспортном средстве начинает изнашиваться проводка, отвечающая за работу электрооборудования и соединяющая основные узлы автомобиля. Поэтому некоторым автомобилистам приходится производить ее замену в случае износа. В этой статье мы расскажем, как правильно выбрать провод автомобильный монтажный и что для этого следует учесть.

Критерии выбора

Чтобы соединение проводов в зажимах автомобиля было надежным, к выбору электропроводки следует подойти ответственно. Когда покупается электропроводка автомобиля, в первую очередь следует учитывать требования пожарной безопасности. Как известно, автомобильные кабеля укладываются в кузове машины по порогам и углам, а также через соответствующие отверстия. В процессе эксплуатации транспортного средства кабеля, а также соединения проводов в зажимах подвергаются различным внешним воздействиям, в частности, низким температурам, влаге, различных кислот, масел и т.д. Кроме того, износ обуславливается также вибрациями, ударами.

Изолента на проводке автомобиля

Даже в летнюю жару температура в салоне транспортного средства может достигать критических для проводки показателей. Соответственно, это сказывается на функциональности кабелей. Не менее негативно на них влияют и низкие температуры зимой. При укладке автомобильной проводки не рекомендуется использовать жесткие кабеля с плохой изоляцией, которая может быстро растрескаться. Впоследствии это может привести к замыканию и, как следствие, возгоранию.

Разумеется, для ликвидации растрескивания всегда можно использовать изоленту. Для изоляции лучше использовать тряпичную изоленту, она боле устойчива к механическим повреждениям . Но ведь не обмотаете же вы изолентой весь кабель, чтобы защитить авто? Для укладки должны использоваться только кабеля, соответствующие по току, а также эксплуатационным характеристикам в месте монтажа.

Кабеля в любом случае должны быть наиболее гибкими и иметь хорошую изоляцию, которая не будет твердеть на морозе и размягчаться при жаре. Что касается самой жилы, которая является проводником, то желательно, чтобы она была многопроволочной, а также медной. Благодаря этим характеристикам жила сможет пропускать номинальный ток без потерь. Если в бортовой сети будет перегруз, который приведет к перегоранию предохранителя электрооборудования, цепь не должна перегреваться, а изоляция не должна плавиться. Даже если замыкание приведет к возгоранию, проводка должна способствовать предотвращению распространения огня.

Пусковые провода, а также кабеля для прокладки и соединения проводов в зажимах, без проблем можно приобрести в любом автомобильном магазине. На сегодняшний день отечественный рынок предлагает автовладельцам огромное количество разновидностей проводов с различным сечением. Это могут быть как продукты российского производства, так и привезенные из-за рубежа. Как показывает практика, более дорогие кабеля иностранного производства сами по себе являются более качественными. Видео об укладке проводки по салону автомобиля Renault Fluence представлено ниже (автор ролика – Decibel).

Зарубежные продукты характеризуются полупрозрачной изоляцией, которая может быть красного либо коричневого оттенка. Что касается токопроводящей жилы, то более предпочтительнее ее многопроволочное плетение. Более дешевые варианты оснащаются обычной медью, в то время как более дорогие – бескислородной. Последняя характеризуется сниженным сопротивлением и, соответственно, более низкими потерями сигнала.

При выборе пусковых проводов или других кабелей необходимо учитывать и маркировку:

  • Power Cable – силовой провод;
  • Belsis либо Proleader – наименование изготовителя либо поставщика;
  • OFC – в основе товара лежит бескислородная медь;
  • #20 – сам размер жилы, в данном случае 20 калибр.

Советы экспертов

Если вам нужен автомобильный провод ПГВА или любой другой, рекомендуем прислушаться к мнению специалистов. Покупая пусковые провода с разными сечениями для установки в разные разъемы, как сказано выше, в первую очередь следует учитывать противопожарные характеристики. Изоляция в любом случае должна быть устойчивой к перегрузкам сети. При приобретении кабелей либо зажимов для соединения проводов специалисты рекомендуют учитывать несколько параметров – электрические, а также физико-механические.

Дозволенные и запрещенные действия при укладке электропроводки

Начнем с электрических – эти характеристики обеспечивают удержание сигнала от потери, а также безопасность проводки в целом. В данном случае при покупке следует ориентироваться на диаметр жилы, а также материал, из которого она изготовлена. Эти два параметра определяют показатель сопротивления на метр длины провода. Чем ниже этот показатель будет, тем лучше, поскольку меньше импульса будет потеряно на участке от АКБ к узлу или оборудованию, соответственно, проводка будет меньше греться.

По мнению специалистов, оптимально использовать медные жильные кабеля, а еще лучше – из бескислородной меди, поскольку в данном случае уровень сопротивления будет минимальным. Разумеется, это отразится и на стоимости товара. Если говорить о диаметре, то он должен быть побольше, но не слишком толстым.

В целом параметр сопротивления должен быть подобран таким образом, чтобы:

  • снижение уровня напряжения в нем было не больше 10% от такого же параметра АКБ;
  • показатель плотности тока должен составлять не более 6 ампер /мм2.

Цвета проводов в данном случае особой роли не играют.

Для того, чтобы не ошибиться при выборе, при покупке следует учитывать такие данные:

  • какой в авто используется аккумулятор – на 12 или 24 вольта;
  • какое будет подключаться оборудование – необходимо знать параметр максимального тока;
  • какова длина провода от АКБ до источника питания.

На видео ниже вы сможете ознакомиться с процедурой замены проводки транспортного средства на примере автомобиля Вольво (автор ролика – Форум Школа).

Например, если максимальный ток нагрузки составляет около 54 ампер, то сечение провода, которое позволит обеспечить лучшую плотность в районе 6 А/мм2, можно высчитать по формуле:

Оптимальное напряжение для используемых электрических устройств и оборудование будет обеспечено благодаря правильно подобранному диаметру, а также материалу жилы. Если его подключение будет правильным, то проводка никогда не будет греться, соответственно, это значительно снижает вероятность замыкания и, соответственно, возгорания.

Что касается физико-механических параметров, то они более относятся к самой изоляции, чем к жиле. Изоляция очень важна в данном случае, поскольку она защищает проводку от оголения жилы и, соответственно, возможного замыкания. Так что изоляция, особенно в том месте, где кабеля будут соединяться, ни в коем случае не должна твердеть, трескаться или плавиться под воздействием высоких температур. При покупке автотракторных или традиционных автомобильных кабелей нужно учитывать, что изоляция всегда должна иметь нужный запас прочности, чтобы она не рвалась при натяжении или трении.

Читать еще:  Электросхема ваз 2110 и ее описание: система электрооборудования авто, подробная электрическая схема проводки для моделей с инжектором и карбюратором

Кроме того, на изоляцию не должна воздействовать автохимия, так популярная сегодня среди наших соотечественников. В целом изоляция играет очень важную роль, поскольку она должна противодействовать различным химическим и физическим процессам, которым подвергается проводка.

Поэтому при выборе также следует уделить внимание материалу изоляции. К примеру, если приобретается проводка для монтажа акустической системы, то кабель в любом случае должен быть хорошо экранирован. Это позволит предотвратить попадание сторонних электромагнитных полей, а также снижение качества звучания магнитолы. Если вы не уверены в том, подойдет ли вашей бортовой сети тот или иной провод, перед приобретением желательно проконсультироваться с электриком.

Видео «Укладка силового провода на Дэу Ланос»

Наглядная инструкция по укладке силового кабеля на примере автомобиля Дэу Ланос представлена на видео ниже (автор – Олег Деркач).

Дельные рекомендации по выбору монтажного автомобильного провода и кабеля

В процессе подбора проводов, которые используются для монтажа автомобильной проводки, чрезвычайно важно учесть ключевые факторы влияния на них внешней среды. Во время эксплуатации автопровода будут подвергаться вибрационным воздействиям, загрязняться топливом и машинными маслами, а также функционировать в условиях температурных колебаний. Именно поэтому изоляционный слой автомобильного провода должен быть устойчивым к агрессивным средам, выдерживать как мороз, так и аномально высокий нагрев. Еще один критерий, по которому подбирается автопроводка, — удобство монтирования, то есть достаточный показатель гибкости.


Обзор наиболее популярных марок автомобильных проводов

Ниже мы приведем основные технические параметры и характеристики, которыми отличаются автопровода производства отечественных заводов-изготовителей:

ПВА относится к низковольтным кабелям и имеет высокий 5-й класс гибкости. Эта марка специально сконструирована для применения при промышленном производстве автомашин. ПВА прекрасно выдерживает нагрев до +105 С, при этом предельная температура его эксплуатации может достигать +135 С, но не более 96 часов. Марка хорошо выдерживает воздействие автомобильных нефтепродуктов, включая дизеля, бензины и масла. Минимальный период службы ПВА — 10 лет.

Малогабаритное исполнение данной марки, провод ПВАМ, отличается меньшей толщиной изоляционного слоя и, соответственно, массой. При этом ощутимых различий в процедуре прокладки не наблюдается. Основная сфера применения марки — монтаж бортовой сети легковых и грузовых транспортных средств.

Марки ПВА и ПВАМ полностью отвечают евростандартам.

Марка ПГВА

Марка ПГВА также относится к типу низковольтных проводов и отличается неплохими показателями гибкости (класс 3). Ее диапазон эксплуатационных температур несколько ниже, чем у ПВА: -40/+70 С. Данная марка хорошо зарекомендовала себя при монтировании бортовых сетей грузовиков, сельскохозтехники и пассажирского транспорта. Если возникает необходимость защиты передаваемого электросигнала от EMI-помех, то используется исполнение с экранированием — марку ПГВАЭ.

Вышеназванные марки относятся к разновидности автотракторных проводников и выпускаются с цветовым маркированием изоляции. Это облегчает монтаж и последующую идентификацию проводов при их замене.

Марки НВ, НВМ

Марки НВ и НВМ — это универсальные монтажные проводники, которые применяют для межприборного, в основном фиксированного, монтажа. Провода отличаются классом гибкости, рассчитаны на эксплуатацию при 600/1000 В переменного и 840/1400 постоянного электронапряжения. НВ и НВМ легко паять, ведь их моно- или мультипроволочная токопроводящая жила изготовлена из луженой меди. Рабочий нагрев проводов — до + 105 С.

Для прокладки автопроводки можно применять и некоторые другие марки, например, ПВ3, ПВ4, ПуГВ. Однако следует учитывать особенности их конструкции и технические параметры. Изоляционный слой данных марок не содержит особых пластификаторов и не обеспечивает надежную защиту от нефтепродуктов, поэтому потребуется дополнительная защита. Эксплуатация проводов допускается до +70 С. Возможная сфера использования — запитывание автомобильной акустики.

Отличный вариант — негорючий гибкий провод SiHF производства немецкой компании. Он оснащен силиконовой изоляцией, выдерживает нагрев до +180 С и удобен для монтажных работ. Единственный недостаток — высокая стоимость.

Сечение проводов для автопроводки

Правильный расчет проводного сечения автомобильной проводки важен для бесперебойной работы узлов, механизмов и приборов машины. Чтобы предельно точно подсчитать необходимые параметры потребуется знать:

максимальные величины электротока, которые потребляет подключаемое электрооборудование автомашины;

длину провода, которая требуется для запитывания оборудования от аккумулятора;

номинальное напряжение электротока, выдаваемого источником питания.

Для оперативного подбора оптимального проводного сечения можно воспользоваться готовыми таблицами, которые учитывают максимальную силу электротока для каждого стандартного диаметра жил с поправкой на температуру окружающей среды. Важно: эти таблицы справедливы только для коротких электроцепей.

Выбор кабеля и провода для монтажа проводки в автомобиле.

Перед монтажом дополнительной силовой проводки или при ремонте (замене) проводки в автомобилях и других транспортных средствах возникают вопросы по правильному выбору и применению необходимого для монтажа провода.

При выборе проводов и кабелей на первое место выступают требования пожарной безопасности.

Электропроводку в транспортном средстве приходится прокладывать в кузове по углам и порогам, через переборки и случайные подходящие отверстия. Провода в процессе эксплуатации могут подвергаться воздействию высоких и низких температур, воды, льда, кислот, масла, топлива, а также трению, вибрации, ударам и тряске и другим разрушающим факторам. Следует помнить, что летом температура в автомобиле, стоящем на солнце c закрытыми стеклами, в средних широтах может достигать+50. 60°С, а на юге +80. 90°С.

Зимой, в сильные морозы, автомобиль может остывать в средних широтах до -30. 40°С, на Урале и в Сибири до -50. 60°С, а в Якутии до -70°С.

Опасно применять жесткий провод с ненадежной, легко растрескивающейся изоляцией! Такой провод может быть причиной короткого замыкания проводки и пожара! Необходимо применять провода и кабели, которые соответствуют по току и по климатическим и эксплуатационным условиям месту их установки.

Провод должен быть гибким и иметь прочную изоляцию, которая не должна твердеть (дубеть) при минусовых температурах и не должна размягчаться (плыть) при нагревании. Токопроводящая жила (проводник) кабеля должна быть медной и многопроволочной, хорошо и без потерь проводить номинальный ток, на который рассчитана электрическая цепь. При токовой перегрузке цепи или коротком замыкании, до сгорания плавкой вставки предохранителя цепи, проводник не должен нагреваться до температуры плавления изоляции кабеля.

Читать еще:  Руководство, какое моторное масло и сколько заливать в двигатель peugeot 307

Если по каким-то причинам возник пожар, то изоляция проводов не должна распространять горение.

Отечественной кабельной промышленностью производится широкий ассортимент проводов и кабелей, пригодных для силовой проводки в транспортных средствах.

Кабель

Назначение

Сече ­ ние, мм 2

Изоляция

Температура экспл .

НВ, НВМ

ПВА

ПГВА

ПВАМ

ПВЭп -М

ПВКВ

ПВ3

Зарубежной промышленностью производится специальные провода и кабели для силовой проводки в автомобилях. Эти кабели идеально соответствуют предъявляемым им требованиям.

Они отличаются полупрозрачной оболочкой (изоляцией) красного или коричневого цвета и характерным плетением многопроволочной токопроводящей жилы, которая состоит из свитых между собой пучков проволочек. Недорогие кабели имеют провода из простой меди, а более дорогие — провода из бескислородной меди, которая придает проводам пониженное сопротивление и, следовательно, более низкие потери.

Кабели имеют типовые маркировки, например: Power Cable — силовой кабель

Belsis , Proleader и т.д. — торговая марка поставщика или производителя

OFC ( Oxygen — Free Copper ) — проволока изготовлена из бескислородной меди

№20 — No20 — Nr20 — #20 — калибр (размер) токопроводящей жилы кабеля 20 калибра и т.д.

AWG — American Wire Gauge — Американский сортамент для проволоки

SWG — Standard Wire Gauge — Стандартный сортамент BWG — Birmingham Wire Gauge — Бирмингемский сортамент

Провода одного и того же калибра в разных сортаментах немного отличаются диаметром провода (жилы). Сортамент AWG считается основным для силовой автомобильной проводки.

Калибр AWG

Диаметр, мм

Сечение, мм 2

Сопротивление, Ом/ м

Аналог, мм 2

20

19

18

17

16

15

14

13

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

1/0

00

000

0000

Для выбора калибра (сечения) необходимого кабеля необходимо знать:

• максимальный ток, потребляемый нагрузкой;

• длину проводов от нагрузки до аккумулятора;

• номинальное напряжение аккумуляторной батареи или другого источника, которые предназначенных для питания нагрузки.

Провод должен иметь такое сечение (толщину) проводника провода, при котором падение напряжения на сопротивлении провода при максимальном (долговременном) потребляемом токе составляет не более 10% от номинального напряжения аккумулятора. При импульсном (кратковременном) потреблении тока допускается падение напряжения 15%. Если аккумулятор имеет напряжение +12V, то максимальное допустимое падение напряжения не должно превышать +1,2V (в импульсе до +1,8V), Напряжение бортсети +12V имеют бензиновые легковые и грузовые автомобили, автобусы и легкие дизельные автомобили. Напряжение +24V имеют дизельные внедорожники, тяжелые грузовики и автобусы.

Падение напряжения на сопротивлении проводника вызывает выделение мощности и нагревание проводника. Так как проводник кабеля (провода) размещен в изоляционной оболочке, то изоляция препятствует его охлаждению. Для уменьшения нагрева необходимо выбрать сечение проводника с учетом коэффициента плотности тока, который может для различных условий прокладки провода иметь значение от 1 до 10 А/мм2. Среднее значение плотности тока для изолированного провода проложенного открытой проводкой в нормальных температурных условиях соответствует 6 А/мм2.

Можно определить максимальный ток, потребляемый нагрузкой по номиналу плавкой вставки предохранителя нагрузки или по сумме номиналов вставок, если нагрузок несколько. Можно также определить максимальный ток, если известна выходная мощность УНЧ, по формуле: Iмах = Р:6

Пример 1 : рассчитать калибр (сечение) кабеля , если нагрузкой аккумулятора +12V является усилитель мощности звука с выходной мощностью 2x200W. Расстояние между усилителем и аккумулятором 6 метров.

Расчет :

Мощность нагрузки 2x200W = 400W

Максимальный ток 400W: 6 = 67А

Сечение кабеля 67А: 6А/мм2 = 11,2 мм2

Кабель близкий к сечению 11,2 мм2, это кабель калибра №7 AWG сечением 10 мм

Этот калибр кабеля имеет на 6 метров сопротивление проводника (см. таблицу): 6 м х 0,0018Ом = 0,001Ом

Падение напряжения на проводнике кабеля: 67А х 0,0011 Ом = 0,74 V, что составляет 7,4% от напряжения + 12V

Из расчета следует, что кабель калибра №7 выбран правильно.

Сечение токопроводящей жилы определяют по формуле: S = πD 2 /4, где π = 3,14, D — диаметр жилы.

Для того чтобы предотвратить пожар от короткого замыкания силового провода на массу, необходимо на «плюсовой» провод установить держатель предохранителя (плавкой вставки). Рекомендуется устанавливать держатель предохранителя типа «колба». Он имеет характерный прозрачный герметизированный корпус и позволяет зажимать провод до калибра №000. Его устанавливают в разрыв кабеля в непосредственной близости от «плюсовой» клеммы аккумулятора. Корпус держателя предохранителя должен быть надежно закреплен. Номинал плавкой вставки предохранителя выбирается на 20. 30% больше максимального потребляемого нагрузкой тока. Силовой провод от предохранителя до нагрузки должен одним мерным отрезком (из одного куска). Наличие соединений ухудшает надежность и может быть причиной потерь напряжения при большой потребляемой мощности. Если же по каким-либо причинам приходится соединять (сращивать) провода, то для соединения проводов нужно применять специальные «автомобильные» муфты или распределители (дистрибьюторы) с надежными зажимными контактами и изолированным корпусом из термостойкого пластика. При отсутствии специальных соединительных изделий можно применять клеммные блоки, колодки и монтажные коробки для промышленной или бытовой электропроводки.

Запрещается использовать изоляционную ПХВ ленту в качестве изолятора сращиваемых концов кабеля.

Если требуется на провод установить наконечник для контактного болтового соединения, то на зачищенный от изоляции провод надеть наконечник с внутренним диаметром хвостовика соответствующим калибру провода, хвостовик обжать специальным инструментом и место обжима желательно опаять припоем. При прокладке кабеля рекомендуется, во избежание повреждения, поместить его в гофротрубку подходящего диаметра. Если проводка проходит через места с острыми металлическими краями кабель необходимо пропускать сквозь резиновые или нейлоновые уплотнители (обтираторы).

Соединение нагрузки и аккумулятора необходимо производить двумя разнополярными кабелями с изоляцией разного цвета и с одинаковым калибром токопроводящей жилы.

Запрещается использовать металлические кузов или шасси автомобиля в качестве «минусового» провода питания, т.к. из- за сварных швов и плохих контактных соединений возможно падение напряжения питания нагрузки.

При сборке кузова автомобиля, детали шасси и кузова соединяются между собой с помощью сварки, клепки и резьбовых соединений. Эти соединения должны обеспечить жесткость механической конструкции и гальванический контакт между ее отдельными частями, но для силовых токов они создают кузовные суммарные переходные сопротивления.

Механические соединения в процессе эксплуатации автомобиля подвергаются коррозии, ржавлению и окислению, что приводит к увеличению суммарных переходных сопротивлений, которые могут достигать величины 0,5…1,5 Ом.

Например , если нагрузка имеет ток потребления 10А, то на кузовном переходном сопротивлении в 1,0 Ом произойдет, по закону Ома, потеря напряжения +10В. Если нагрузка имеет питание от аккумулятора +12В, то для ее питания остатка напряжения в +2В будет недостаточно.

Читать еще:  Детальное руководство по выбору и замене замка зажигания на ваз 2105

Электрический ток — упорядоченное движение электрического тока в проводнике.

Плотность тока — распределение электрического тока по сечению проводника.

Провод электрический — неизолированный или изолированный проводник электрического тока, состоящий из одной или нескольких проволок.

Кабель электрический — один или несколько изолированных проводников (токопроводящих жил), заключенных в защитную оболочку.

Силовой кабель — электрический кабель для передачи электроэнергии.

Поделился опытом Сарычев Владимир

Провода для автомобильной проводки

Подписка на рассылку

Современный автомобиль не будет работать без электричества: оно необходимо для старта двигателя, освещения дороги и салона, работы электронных систем. Навигация, кондиционирование воздуха, работа аудиосистем, сигнализации и многое другое – все это немыслимо без электричества. Соответственно количество проводов в автомобиле исчисляется даже не десятками, а сотнями метров.

Специфические условия эксплуатации проводки предъявляют к ней особые требования. Зимой автомобиль не редко подолгу стоит на морозе, а в процессе работы температура в салоне и под капотом быстро повышается. Провода для автомобильной проводки часто испытывают механическое воздействие, влияние масел и топлива. При этом к ним предъявляется особые требования по продолжительности эксплуатации, так как любой автомобилист не хочет ежемесячно тратить время и деньги на замену проводов. Именно поэтому все производители используют провода марок ПГВА, ПВА, ПВАМ, соответствующие специфическим условиям эксплуатации.

Основные преимущества автомобильных проводов

Провода для автомобильной проводки обладают следующими основными преимуществами:

  • рекомендованная температура применения от -40ºС до +105ºС;
  • высокая устойчивость к растрескиванию изоляции;
  • стойкость к воздействию бензина, дизельного топлива, машинного масла, кислотных сред;
  • не распространяют пламя;
  • устойчивы к многократным ударам при высоком ускорении;
  • высокая гибкость, эластичность и износоустойчивость изоляции;
  • высокий ресурс и продолжительный срок эксплуатации.

Добиться подобных преимуществ позволяет использование в качестве токопроводящего кабеля медной многопроволочной жилы круглого сечения, специального материала изоляции. Большое количество жил не только обеспечивает надежность, и выступает в качестве защиты при перегрузках. Материал изоляции проводов – ПВХ пластикат, он отличается высокими эксплуатационными характеристиками, устойчивостью к старению. В качестве изоляции силовых проводов используется каучук – классический материал, не нуждающийся в дополнительной рекомендации.

Выбор автомобильных проводов

При выборе проводов для автомобильной проводки на первом плане стоят требования пожарной безопасности. Именно по этой причине необходимо отказаться от жестких проводов с изоляцией, склонной к растрескиванию в процессе эксплуатации. Прокладывать кабеля в автомобиле часто приходится через переборки, вдоль углов, где они подвергаются трению, возникающему в процессе вибрации кузова и крупных узлов. Температура под капотом на солнце достигает значительных величин, а в зимние холода двигатель остывает ночью очень быстро. Все эти разрушающие факторы не должны влиять на изоляцию используемого провода.

Жила автомобильного кабеля должна хорошо проводить электрический ток номинальной мощности, недопустимы его потери и перегревание провода во время сгорания предохранителя. Температура медной жилы в последнем случае не должна превышать ту, при которой начинается плавиться изоляция. Именно поэтому рекомендуют использовать специальные провода для автомобильной проводки, выпускаемые как отечественной, так и зарубежной промышленностью.

Большое значение имеет расцветка проводов, так как она позволяет легко ориентироваться в сложной системе энергообеспечения автомобиля. Стандартной классификации по цветовой гамме нет, но современные базы данных, получить доступ к которым сегодня может каждый автолюбитель, содержат всю необходимую информацию по отечественным и зарубежным автомобилям.

Кабель для автомобильной проводки — обзор и выбор сечения

Как выбрать провода для автомобильной проводки? Какие типы проводов используются в автомобилях? Как подобрать нужное сечение? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Первым и самым важным требованием, предъявляемым к автомобильной проводке, является надежность. Провода в таком случае подвергаются большому числу внешних воздействий: трению, тряске, ударам, попаданию на них масла и топлива, сильным изменениям температур.

Поэтому провод должен иметь медные жилы и обладать достаточной гибкостью. Его изоляция — быть устойчивой как к низким, так и к высоким температурам: не затвердевать, не покрываться трещинами, не размягчаться и не распространять горение при возгорании.

Типы проводов в автомобильной проводке

В автомобильном электрооборудовании применяются провода двух типов: высоковольтные и низковольтные.

Проводник высокого напряжения применяется в системах зажигания.

Низковольтный провод используется для монтажа бортовой сети.

Марки проводов для автомобиля

Наиболее распространенными являются марки российского производства, взглянем на них подробнее:

ПВА – низковольтный проводник, специально разработан для функционирования в проводке автомобиля, обладает высокой гибкостью не ниже 5 класса. Устойчив к нагреву до +105 С, а заявленный производителем период работы на предельных температурах достигает 96 часов при +135 С. Удовлетворяет всем требованиям надежности. Спецификация ПВАМ, где М – малогабаритный, различается более тонкой изоляцией и массой. Используется в легковых и грузовых автомобилях при монтаже бортовой сети.

ПГВА – еще один проводник низкого напряжения для автомобилей. Не такой гибкий как ПВА (3 класс гибкости) и менее устойчивый к высоким температурам (до +70 С). Преимущественно используется в пассажирском транспорте, грузовой и сельскохозяйственной технике. При работе в условиях электромагнитных помех используется его экранированная версия ПГВАЭ.

НВМ – универсальные проводники используемые при фиксированном монтаже. Луженая медь как материал проводника гарантирует качественную пайку, а допустимый показатель рабочей температуры достигает +105 С. Спецификации НВ и НВМ различаются лишь гибкостью.

В автоэлектрике так же возможно использовать провода ПВ3, ПВ4, ПуГВ. Однако нужно помнить, что они должны быть смонтированы стационарно, а их устойчивость к температурам составляет +70 С. Также они нуждаются в дополнительной защите от внешних воздействий. Чаще всего их применяют для подведения питания к автомобильной акустике.

Выбор сечения автомобильного провода

Для определения сечения проводника нам понадобятся:

максимальное потребление тока всего оборудования в автомобиле;

дистанция от монтируемого электрооборудования до аккумулятора

номинальное напряжение источника питания

Определив максимальную силу тока в цепи, вы можете выбрать соответствующее сечение из таблицы, но это возможно только в случаях с короткими электрическими цепями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector