Устройство и описание отопителя ваз 2108: вентилятора печки, мотора, радиатора и крана

Отопитель ВАЗ-2109: схема, устройство конструкции, расположение основных функциональных элементов и принцип работы

Многие автовладельцы, сталкиваясь с проблемами системы отопления, сразу обращаются в автосервис, а есть и такие кто предпочитают решить проблему самостоятельно. Но для этого необходимо знать, как работает отопитель и расположение его основных элементов.

Как выглядит схема и устройство печки ВАЗ-2109 изнутри вы узнаете из нашей статьи.

Внутренне устройство и принцип работы

Система отопления, установленная на ВАЗ-2109, имеет свои отличия и особенности относительно других автомобилей линейки АвтоВАЗа.

Отопитель состоит из пары пластмассовых кожухов (справа и слева), которые соединены между собой по всему периметру скобками-фиксаторами. В пазы кожухов закладывают особый жгутик, чтобы его хорошо уплотнить. Вентилятор подаёт воздушный поток во внутреннее пространство машины. Печка ВАЗ-2109 сконструирована так, чтобы вентилятор можно было достаточно просто самостоятельно достать со стороны двигательного отсека.

Электромотор вида 45.37230 крепят к кожуху, на его валу располагается вентилятор. Чтобы получить его нужную частоту вращения, было предусмотрено добавочное сопротивление. Его прикрепили слева в отверстие кожуха отопителя при помощи винта.

Радиатор отопительной системы

В корпус печки вмонтирован радиатор подогревания воздушных потоков, которые затем дуют в салон. Тремя винтами этот элемент системы прикручивают к правому кожуху и уплотняют пенополиуретановой прокладкой.

Конструкция радиатора представляет собой совокупность:

  • 2 ряда трубок.
  • 2 ряда охлаждающих пластинок.
  • 2 пластиковых бака.

Имеет две пары патрубков, он подсоединён к охлаждающей системе резиновыми трубами, там при помощи насоса обеспечивается циркуляция ОЖ. В кожухе крана на оси подводящей магистрали стоит пластинчатый клапан, который имеет отверстие, оно пропускает охлаждайку. Рычажок клапана соединяется тягой с рычажком рукоятки, которая также управляет процессом нагревания воздушных потоков. Если повернуть этот рычаг, то отверстие в клапане откроет магистраль для поступления ОЖ в радиатор.

Чтобы обеспечить равномерное отопление салона автомобиля, в печке имеется два центральных сопла, а также левое и правое, к которым подведены воздуховоды.

Вытяжная вентиляция

В машине установлена вытяжная вентиляция, которая осуществляет циркуляцию воздуха из салона на улицу. Она располагается сзади от проёмов кузова для боковых стёкол.

Также воздух проходит наружу сквозь дефлекторы при движении автомобиля. Процесс вентиляции производится за счёт разрежения, которое возникает у дефлекторов при движении. Отсасывание воздуха производится из задней части салона под облицовкой дефлектора, для этого отжимаются резиновые клапана и через отверстие дефлектора воздушный поток идёт на улицу.

Клапаны из резины нужны для того чтобы препятствовать проникновению уличного воздуха в салон автомобиля.

Электрическая составляющая печки

Ниже представлена электросхема включения вентилятора. Чтобы он заработал, нужен датчик температуры, который стоит в радиаторе. Когда ОЖ достигает определённой температуры, датчик подаёт сигнал и вентилятор включается автоматически.

  1. Монтажный блок.
  2. Зажигание.
  3. Добавочное сопротивление (резистор).
  4. Мотор.
  5. Кнопка, управляющая мотором.

А – к выводу со знаком плюс «30» генератора.

На некоторых автомобилях установлен ещё старый монтажный блок, в таком случае вентилятор включается через реле.

Элементы отопительной системы

Схема печки наглядно показывает расположение его основных функциональных элементов. Надо отметить, что устройство печки на моделях ВАЗ-2108, 2109 и 21099 одинаковое. Многие автовладельцы знают о том, что в этих моделях отопитель не доработан до конца. В итоге салон должным образом не обогревается, поэтому принимается решение о доработке печки своими руками. Как раз-таки в этом случае важно знать устройство отопителя, чтобы ничего не напутать.

Конструкция печки автомобиля ВАЗ-2109 будь то высокая панель или низкая абсолютно идентичная. Поэтому представленная информация пригодится владельцам этой модели с любой приборной консолью.

Зная основные моменты и что где располагается, уже можно попытаться самостоятельно разобраться с возникающими проблемами и починить появившиеся неисправности, сэкономив при этом средства и время на поездках по СТО.

Изучаем и чиним печку на ВАЗ 2108: неисправности вентилятора, радиатора и крана

Вентилятор печки ВАЗ 2108, как и другие важные детали, является ключом отопительной системы автомобиля. Как и любая другая система, эта имеет свои нюансы и может нагрянуть с внезапной поломкой. Решение некоторых популярных проблем, даже тех, что связаны с заменой изделия, можно узнать ниже в статье.

Устройство системы отопления автомобиля

Устройство нагревательной системы 2108 состоит из таких компонентов:

  • тяга, которая оказывает влияние на кран отопителя ВАЗ 2108;
  • рычаг управления заслонкой;
  • дополнительный резистор;
  • моторчик, который влияет на вращение вентилятором;
  • переключатель режима работы системы.

Кран отопителя ВАЗ 2108

Принцип работы печки

  1. Жидкость нагревается до определенной температуры и поступает в радиатор печки ВАЗ 2108.
  2. Чтобы постоянно происходила циркуляция, между ней и системой охлаждения для жидкости установлены резиновые трубки, зафиксированные для лучшего скрепления хомутами.
  3. Теплый воздух поступает в салон автомобиля через несколько отверстий. Для равномерного распространения воздуха предназначен моторчик отопителя, со своим вентилятором.
  4. Воздух прямо поступает к ногам водителя и пассажиров, а также выходит на панель. Затем поток тепла задерживается благодаря заслонкам, а потому воздух охлаждается. Таким образом, на ветровое стекло воздух подается остывшим.

В случае если работа печи не удовлетворяет, ее можно модернизировать. Делается это при помощи установки стекловолокна.

Действие происходит так:

  1. Необходимо разобрать печь, а все детали промыть и приступить к сборке. При помощи этого действия можно также визуально диагностировать детали на предмет повреждений. Например, ухо кожуха часто ломается.
  2. После этого нужно проклеить все заслонки и залить швы герметиком. Склеить кожух и некоторое время подождать, пока герметик будет устойчивым.
  3. Собрать «внутренности» отопительной системы и обклеить стекловолокном. Благодаря этому температура увеличится до 10 градусов.

Типичные неисправности

Как и в любом механизме, в отопительной системе могут возникнуть неполадки (автор видео – Андрей Куземский).

Если моторчик печки ВАЗ 2108 сломался, можно понять это, сопоставив некоторые симптомы:

  1. Если при переключении режимов работы мотор не работает, возможно, причина поломки прячется в резисторе. При ремонте нужно заменить резистор на новый, потому что он не подлежит починке.
  2. Если перегорел предохранитель, нужно проверить изолированность якоря, расположенного на массе. Возможно, произошло замыкание.
  3. Если при переключении режима вентилятор отопителя ВАЗ 2108 вращается с одной скоростью, это может быть следствием загрязнения или окисления коллектора. В случае ремонта стоит прочистить коллектор и, если ничего не изменилось и вентилятор продолжает «барахлить», можно заменить подшипники.

Если мотор печки ВАЗ 2108 даже не подает признаков жизни, значит причина не в его устройстве, а в разрыве цепи. Чтобы понять, так ли это, можно воспользоваться вольтметром.

Ремонт своими руками

Чтобы собственноручно произвести ремонт, нужно воспользоваться такими инструментами:

  • отверткой с крестовым наконечником;
  • гаечным ключом на 10.

При демонтаже нужно снять пластиковую накладку, которая расположена снаружи ветрового стекла. Чтобы ее снять, нужно открыть капот и снять 5 болтов, которые крепят накладку к кузову. Снять уплотнительную резинку с подкапотного отсека и поддеть кожух отверткой, чтобы добраться до моторчика и вентилятора печи. Теперь можно снимать мотор. Он прикреплен к кузову ВАЗ 2108 при помощи двух болтов.

Когда фиксаторы будут отсоединены, можно отключить питание и под торпедо отключить плюсовой провод печи. Минусовой крепится поверх специальной резьбы и придавливается специальной гайкой. Нужно на ощупь выкрутить гайку и откинуть минусовой провод. Отсоединив провода можно изъять моторчик и установить новый вентилятор. Вся конструкция собирается в обратной последовательности.

Читать еще:  Как проверить и разобрать ротор генератора, система и способы возбуждения устройства

Важно заметить, что поломки, связанные с печью зависят также от того, какая установлена на ВАЗе панель – низкая или высокая. У обеих есть свои минусы. Например, у высокой не до конца открывается центральная заслонка. Именно она отвечает за подачу холодного и горячего воздуха в салон автомобиля. Для решения нужно отрегулировать заслонку. А чтобы добраться до нее нужно разобрать торпедо.

Если говорить о низкой панели, здесь зачастую ломается термостат. Разумеется, если он изнашивается, то печь работать не будет. Менять его рекомендуется раз в два или три года. И если замена не решит проблем, стоит заменить шланги, которые соединяют печь и радиатор.

Фотогалерея «Снятие печки и ремонт»

На фото, предоставленных ниже, можно более подробно увидеть, как происходит схема ремонта печи.

Видео «Вентилятор отопителя ВАЗ 2108»

О том, как изъять названую деталь, можно узнать из ролика от автора Александр Целовальников.

Устройство и описание отопителя ВАЗ 2108 вентилятора печки мотора радиатора и крана

Особенности эксплуатации и ремонта печки

В зависимости от модели транспортного средства, конструкция системы отопления может быть разной.

Типичная печка, в целом, имеет сравнительно простое устройство:

  • радиаторное устройство, которое соединено с охладительной системой;
  • вентилятор печки, предназначенный для обдува радиаторного узла;
  • резистор вентилятора;
  • насос печки;
  • системы патрубков и воздуходувов, которые используются для подачи прогретого воздушного потока в салон авто;
  • крана отопителя;
  • мотора отопительной системы, выполняющего функцию запуска узла;
  • блока управления отопителем, расположенного на центральной консоли авто в салоне и предназначенного для управления регулировкой режимов работы.

Практически все элементы системы, в том числе электрокран и двигатель печки, обычно располагаются под центральной консолью салона транспортного средства. В некоторых авто часть составляющих узлов находится в подкапотном пространстве.

Поскольку основным элементом любого отопительного узла является электромотор, предлагаем ознакомиться с процессом его замены на примере автомобиля ВАЗ 2110.

Как поменять электродвигатель своими руками:

  1. В первую очередь следует снять щетки стеклоочистителя , затем произвести демонтаж жабо.
  2. Само жабо следует отодвинуть в сторону, а затем, используя отвертку с крестовым наконечником, открутить три самореза.
  3. Сделав это, вы можете отсоединить провода от имеющего электродвигателя.
  4. Теперь вам остается только извлечь из посадочного места старый моторедуктор и произвести его замену на новое устройство. Дальнейшая сборка осуществляется в обратной последовательности.

Что касается основных особенностей эксплуатации, то для того, чтобы не допустить поломок в работе отопителя, рекомендуем руководствоваться следующими правилами:

  1. Если ваше транспортное средство оснащено кондиционером, то лучше всего его включать в сырую погоду, поскольку кондер позволяет убрать влагу из салона.
  2. Никогда и ничем не заграждайте воздуходувы, через которые подается воздушный поток в салон, в частности, речь идет о соплах, которые расположены в нижней части и используются для обдува ног.
  3. В холодное время года стекла транспортного средства должны быть тщательно очищены от влаги, а также загрязнений.
  4. Кроме того, в период морозов специалисты рекомендуют использовать два положения регулировки печки. Если нужно быстро осушить лобовое стекло, то включается конкретно обдув стекла. А когда вы начинаете движение, то лучше всего активировать режим обдува ног.

Устройство печки ВАЗ 2108, и принцип ее работы, довольно просты. Нагретая охлаждающая жидкость, поступает в радиатор отопителя, расположенный под торпедо. Для того, чтоб жидкость циркулировала, между радиатором печки и охлаждающей системой, установлены резиновые патрубки, закрепленные металлическими хомутиками, для плотного соединения.

В салоне автомобиля ВАЗ 2108, существует несколько отверстий, для выхода теплого воздуха. Так как радиатор расположен по центру торпедо, а отверстия находятся еще и по краям, то для равномерной циркуляции воздуха, используется специальный моторчик отопителя. Он имеет встроенный вентилятор, который разгоняет теплый воздух по всему салону, обеспечивая быстрый его нагрев.

Мотор печки, считается одной, из самых важных деталей всей системы. Схема его работы, включает в себя:

  • дополнительный резистор;
  • электрический мотор, вращающий вентилятор;
  • переключатель текущего режима работы.

Моторчик печки 2108

Все эти системы, в сборе, обеспечивают равномерный обогрев салона автомобиля ВАЗ 2108.

Принцип работы

К радиаторному устройству подключены два патрубка, по которым в него поступает расходный материал — антифриз. Вещество циркулирует по системам отопления, а также охлаждения мотора при помощи насосного устройства. После того, как мотор прогревается до рабочей температуры, происходит обмен теплом — хладагент охлаждает силовой агрегат, забирая у него тепло, после чего горячая охлаждающая жидкость поступает в радиаторный узел.

Последний разогревается по принципу нагрева обычной бытовой батареи, после чего вентилирующее устройство передает холодный воздушный поток через него. В результате опять осуществляется теплообмен — радиаторный узел передает тепло воздушному потоку, который, в свою очередь, охлаждает устройство (автор видео — Олег Краснощеков).

В итоге теплый воздушный поток поступает в салон автомобиля, а охлажденный хладагент вновь поступает в силовой агрегат и производит его охлаждение. Данный вариант отопительной системы считается одним из наиболее распространенных, а также эффективных. Чтобы в период холодов автомобильный салон должны образом прогревался, из отопителя должен выходить воздушный поток температурной примерно 30 градусов.

Мощность работы печки, а также направление воздуха — на ноги, в лицо, на лобовое и боковые стекла — водитель может регулировать с помощью управляющего модуля, расположенного на торпеде. Если вы не будете пускать обдув на лобовое стекло, то оно начнет запотевать, при этом в салон может попадать грязь извне.

Сама по себе печка представляет собой дополнительный радиаторный узел. В том случае, если мотор машины не прогрет до необходимой температуры, то при активации отопителя будет осуществляться дополнительное охлаждение. В результате это приведет к образованию коррозийных процессов на корпусе радиаторного механизма, а силовой агрегат придется прогревать дольше.

Помимо этого, возрастет и влажность воздуха, что приведет к запотеванию стекол. Именно поэтому отопительная система должна включаться только тогда, когда двигатель прогреется не менее, чем до 50 градусов, а лучше — до рабочей температуры, то есть примерно до 90 градусов (автор видео — канал Автоэлектрика ВЧ).

Основные неисправности

Для диагностики отопителя следует просто включить агрегат и оценить — эффективно ли он работает или нет. Если эффективность работы снижена либо же в салоне авто появились следы подтеков охлаждающей жидкости, то узел нуждается в более тщательной диагностике и ремонте.

Какие неисправности характерны для отопителя:

  1. Выход из строя управляющего модуля, расположенного на торпеде. Возможно, произошло механическое повреждение элементов управления, в результате чего отопитель не может работать в разных режимах.
  2. Вышел из строя радиатор отопителя салона. При поломке этот узел, как правило, начинает течь, что способствует образованию лужи в салоне авто, под передними ковриками (обычно под пассажирским).
  3. Потек электрический или механический краник отопителя. Эта неисправность также способствует утечке рабочей жидкости, проблема решается путем замены детали.
  4. Выход из строя электродвигателя. Если моторчик по каким-то причинам ломается, то, как можно понять, работа устройства будет невозможной. Как правило, электромотор ремонту не подлежит, поэтому его нужно менять в сборе.
  5. Выход из строя температурного контроллера, который, как правило, расположен в салоне. Этот датчик необходим для автоматической активации отопительного устройства.
  6. Еще одной причиной, по которой узел будет работать не эффективно, является утечка охлаждающей жидкости. Если утечка не связана с поломкой радиатор или крана, то скорей всего, причиной являются изношенные шланги. Перед добавлением антифриза следует заменить износившиеся патрубки.
Читать еще:  Обзор и отзывы о масле лукойл 10w-40 (полусинтетика): фото и видео

Иногда, бывают случаи, что моторчик отопителя выходит из строя. Для того, чтоб определить, что сломан именно он, достаточно знать ряд характерных симптом поломки мотора.

Первый признак неисправности – мотор, активирующий вентилятор, перестает работать при переключении с одного режима на другой. Обычно, причина такой поломки, кроется в дополнительном резисторе. Так, как данная деталь, ремонту не подлежит, ее просто нужно заменить на новую.

Второй признак – при включении электродвигателя, перегорает соответствующий предохранитель. В таком случае, нужно проверить обмотку якоря, расположенного на массе. Часто бывает такое, что его просто замыкает.

Третий симптом — вентилятор вращается медленно, не зависимо от режима, в котором работает моторчик печки. Это, как показывает практика, является следствием загрязнения, или того хуже – окисления коллектора. Что устранить данную неисправность, коллектор необходимо тщательно прочистить. Если данная процедура не дала результатов, и вентилятор все равно вращается медленно, то попробуйте заменить подшипники.

Вероятно, они достигли критической стадии износа, и двигаются с очень большим трудом. Реже, причиной может стать межвитковое замыкание, внутри обмотки якоря.Если же, моторчик печки ВАЗ 2108, вовсе не включается, и не вращает вентилятор, то причина уже не в устройстве мотора, а в обрыве самой цепи. Для того, чтоб в этом убедится, воспользуйтесь вольтметром, и проведите диагностику.

Замена моторчика на новый

Напоследок отметим, что на ВАЗ-21099 разных годов выпуска применялись отопители с определенными конструктивными особенностями, которые касались угла положения радиатора и места расположения основной заслонки.

В печках, так называемого старого образца (на авто до 1998 года), радиатор устанавливался почти вертикально, а основная заслонка располагалась под теплообменником. Между задней стенкой корпуса и радиатором имелась перегородка, которая формировала канал, обеспечивающий подачу воздуха вниз корпуса.

При открытой заслонке воздушный поток двигался через радиатор, где он нагревался и подавался к воздуховодам. В режиме вентиляции основная заслонка закрывала теплообменник, формируя собой вместе с передней стенкой корпуса еще один канал, по которому поток поступал сразу на воздуховоды.

В печках нового образца (на авто с 1998 года производства) угол положения радиатора был значительно меньше, чем на старых отопителях, что, как считается, обеспечивает большую площадь контакта потока воздуха для теплообмена.

Также изменилось положение основной заслонки и ее форма (она стала дугообразной). Она стала располагаться над радиатором. В закрытом положении (режим вентиляции) заслонка обеспечивает движение воздуха по кратчайшему пути к воздуховодам.В режиме обогрева она перекрывала канал подачи холодного воздуха на воздуховоды и направляла поток вниз корпуса, откуда он поступал на теплообменник.

Иногда, поломка печки является настолько серьезной, что ремонт уже бессилен, и помогает только замена. Но, далеко не все владельцы ВАЗ 2108, имеют представление о том, как снять моторчик и вентилятор отопителя, не повредив остальных механизмов системы. Как это сделать в домашних условиях, давайте рассмотрим дальше в статье.

Для проведения процедуры снятия печки, Вам понадобятся следующие инструменты:

  • отвертка крестовая;
  • гаечный ключ на 10 (трещотка).

Теперь, можно приступить к снятию данной детали. Первый шаг – демонтаж пластиковой накладки, расположенной вдоль лобового стекла, снаружи автомобиля ВАЗ 2108. Делается это очень просто: отройте капот, и открутите 5 шурупов, крепящих накладку к кузову.

Далее, для удобства дальнейших работ, необходимо снять уплотнительную резину, расположенную на задней стенке подкапотного отсека. Теперь, Вам открылся доступ к кожуху, закрывающему моторчик печки и вентилятор. Аккуратно подденьте его отверткой, и демонтируйте.Теперь, можно перейти, непосредственно, к снятию самого мотора.

Он крепится к кузову автомобиля ВАЗ 2108, двумя шурупами, расположенными снизу, по обе стороны. После того, как крепления буду отсоединены, останется только отключить питание. Снизу, под торпедо, ищем плюсовой провод печки, и отключаем его. Минусовый провод, крепится не так просто, как плюсовой. Он одевается поверх специальной резьбы, и придавливается гайкой. Так вот, для того, чтоб отсоединить минус, гайку нужно выкрутить. Делается это очень трудно, так как ее нужно откручивать вслепую, на ощупь.

После того, как провода будут отсоединены, пробуйте вынуть моторчик, вращая его, и поступательно двигая в правую сторону (по направлению движения автомобиля). Вот и всё, снятие детали завершено.

Теперь, нужно установить новый вентилятор, и собрать всё в обратной последовательности. Цена данной детали, на сегодняшний день, составляет около 500 рублей (без корпуса, с корпусом – около 1000 р.).

После того, как все детали будут на своих местах, необходимо провести проверку. Заведите двигатель, и дайте ему нагреться до рабочей температуры. Для того, чтоб быстрее нагреть охлаждающую жидкость, просто проедьтесь на автомобиле, давая двигателю ВАЗ 2108, высокие обороты.

Прогрейте двигатель до рабочей температуры

Когда датчик температуры, покажет достаточный уровень, включите печку. Если чувствуется тепло, то значит работа выполнена правильно. Осталось только проверить режимы работы (быстрый и медленный). Если всё функционирует, то Вы можете похвалить себе, так как сделали всё без ошибок, и можете наслаждаться комфортной поездкой, в независимости от погодных условий.

Назначение вентилятора печки ВАЗ 2108/09, неполадки и их устранение

Печка в любом автомобиле предназначена для создания комфортных условий. Однако в этой конструкции есть уязвимое место, коим является моторчик отопителя. При возникновении неполадок с вентилятором устранить их можно своими руками, при этом посещение автосервиса становится необязательным.

Что такое вентилятор печки

Автомобильный отопитель, который в народе называют печкой, предназначен для выполнения простой и одновременно важной функции — обогрева салона. Кроме этого, устройство помогает устранять запотевание стёкол в холодную и сырую погоду. При нормальной работе системы отопления в салоне «девятки» должна поддерживаться температура +20 ˚С при тех же показателях за бортом, но только со знаком минус. В ногах при максимальном режиме обогрева значение должно поддерживаться на уровне +25 ˚С. Одним из важных узлов печки, помимо радиатора, является вентилятор. Назначение этого устройства, его неисправности и ремонт следует рассмотреть более детально.

Назначение устройства

Назначение моторчика заключается в повышении эффективности системы отопления и циркуляции воздуха в салоне автомобиля. Его работа основывается на заборе воздуха снаружи и его последующей подаче в салон через радиатор. В результате прохождения воздушного потока через теплообменник воздух в салон попадает уже прогретым.

Схема работы отопителя: а — ВАЗ 2108; б — ВАЗ -2108–01: 1- рабочее колесо вентилятора; 2 — воздуховод обогрева ветрового стекла; 3 — заслонка обогрева ветрового стекла; 4 — заслонка обогрева ног водителя; 5 — заслонка центрального сопла; 6 — центральное сопло; 7- радиатор; 8 — заслонка управления отопителем; 9 — окно обогрева ног водителя; 10 — воздуховод внутренней вентиляции

Где расположен моторчик на ВАЗ 2108/09

Моторчик печки на ВАЗ 2108/09 установлен в нише моторного отсека перед лобовым стеклом, что кардинально отличается от конструкции отопителя классических «Жигулей», у которых вентилятор установлен в салоне. Узел представляет собой электродвигатель с насаженной на него крыльчаткой, посредством которой воздух нагнетается в салон.

Моторчик печки на ВАЗ 2108/09 установлен в нише моторного отсека перед лобовым стеклом

Читать еще:  Обзор характеристик автомобильной сигнализации пандора (pandora)

Схема подключения

Для облегчения поиска возможных неисправностей с вентилятором иногда может требоваться схема монтажа, основными составляющими которой являются:

  • монтажный блок предохранителей;
  • замок зажигания;
  • дополнительный резистор;
  • электродвигатель вентилятора;
  • переключатель режимов работы.

Схема подключения моторчика печки состоит из монтажного блока предохранителей, замка зажигания, дополнительного резистора, электродвигателя вентилятора, переключателя режимов работы

Вентилятор отопителя ВАЗ 2108/2109

Поломки моторчика печки хоть и не так часто, но всё же возникают. При выходе из строя этого узла качество обогрева в значительной степени снижается. В зависимости от характера неполадки возможно появление постороннего шума, который отвлекает внимание водителя. В сложившейся ситуации требуется ремонт либо замена устройства, для чего его нужно демонтировать с автомобиля.

Причины выхода из строя

Существует несколько наиболее распространённых причин, которые приводят к проблемам с вентилятором.

Предохранитель

Одной из вероятных причин, приводящих к нарушению работоспособности моторчика, может быть неполадка предохранителя. Элемент располагается в монтажном блоке, установленном в подкапотном пространстве перед лобовым стеклом с левой стороны. С проверки этой детали и стоит начинать поиск неисправности. Предохранитель имеет маркировку F7 и номинал 30 А.

Предохранитель печки расположен в монтажном блоке под маркировкой F7 и имеет номинал 30 А

Плохой контакт

Со временем контакты могут окислиться. Проверку выполнить несложно, для этого достаточно пошевелить колодку со жгутами. Если в процессе диагностики вентилятор заработал, то причина обнаружена. Устранить неисправность можно путём зачистки проблемного контакта в монтажном блоке.

Контакт при окислении, как правило, покрывается зелёным или белым налётом.

Функционирование электродвигателя может быть нарушено из-за неполадок добавочного резистора. На максимальных оборотах моторчик подключается к цепи питания напрямую, а на первых двух скоростях — через резистор. Если возникли проблемы именно с этим элементом, то электродвигатель будет работать только в максимальном режиме. Для замены детали, расположенной на корпусе печки с левой стороны, достаточно отвернуть крепёж и установить новый резистор.

При выходе из строя резистора печки отопитель будет работать только на максимальных оборотах

Переключатель

Иногда могут возникать проблемы с самим переключателем режимов отопителя. Наиболее вероятной причиной являются окислившиеся контакты (внутри или снаружи) либо отошедшая от вибраций задняя часть детали.

У переключателя печки могут окислиться контакты либо отойти задняя часть

Помимо перечисленных причин, возможны поломки самого электродвигателя, например, износ щёток. С тем же якорем могут быть разные неполадки:

При замыкании обмоток предохранитель печки будет перегорать, что потребует ремонта либо замены вентилятора.

Как снять моторчик печки на ВАЗ 2108/09

Для демонтажа узла потребуется подготовить следующие инструменты:

  • крестовую отвёртку;
  • головку на 10;
  • трещоточную рукоятку.

Для снятия моторчика печки понадобится головка на 10, крестовая отвёртка и трещотка

Затем можно приступать к снятию устройства:

    Поднимаем капот, откручиваем винты крепления пластиковой накладки возле ветрового стекла и убираем её в сторону.

Для снятия пластиковой накладки потребуется открутить соответствущий крепёж

Уплотнитель капота снимается простым движением руки

Чтобы подобраться к моторчику отопителя, потребуется снять защитный кожух

Вентилятор крепится к кузову при помощи винтов

Чтобы разъединить электроцепь вентилятора, нужно перебраться в салон под приборную панель

Чтобы извлечь электродвигатель, его нужно повращать в разные стороны

Видео: как снять электродвигатель отопителя

Разборка и сборка вентилятора

После демонтажа моторчика его подвергают дефектовке, для чего узел потребуется разобрать. Работу проводим в следующем порядке:

    Отделяем от кожуха электромотора уплотнитель из поролона.

Разборку вентилятора начинают со снятия уплотнителя с корпуса

Защёлки кожуха снимают при помощи отвёртки

Крышка вентилятора крепится двумя металлическими защёлками

После снятия защёлок демонтируем крышку

Извлекаем моторчик вместе с крыльчаткой

Щёткодержатель крепится винтами — откручиваем их

Извлекаем закладные гайки при помощи отвёртки

Осматриваем якорь на предмет повреждений

Щётки осматриваем и при необходимости производим замену

Устанавливаем гайки, удерживая их плоскогубцами

На вал якоря надеваем изоляционную шайбу

Для установки щёток отгибаем напрявляющие

Щётки вставляются до упора

Устанавливаем держатель щёток на вентилятор

Пружины щёток устанавливаем в направляющие

Чтобы исключить выпадение пружин, подгибаем края направляющих

Надеваем пружинные зажимы на закладные гайки

После сборки моторчика вставляем его в левую часть корпуса

Устанавливается крышка моторчика и крепится зажимами

Видео: разборка моторчика печки ВАЗ 2108/09

В остальном сборка проводится в обратной последовательности.

Прежде чем установить вентилятор печки, рекомендуется осмотреть резиновые подушки и в случае их повреждения либо потери упругости выполнить замену.

Если же нет времени или желания заниматься ремонтом, узел попросту меняют на новый. Что касается выбора новой детали, то, как вариант, предпочтение можно отдать электровентилятору Luzar.

Одним из достойных вариантов вентиляторов является изделие фирмы Luzar

Независимо от того, владеете вы ВАЗ 2108 или ВАЗ 2109, процесс демонтажа и замены моторчика печки на этих авто одиноков и не отнимает много времени. Подготовив необходимый инструмент и следуя пошаговым инструкциям, выполнить процедуру сможет практически каждый, кто принял решение о самостоятельном ремонте отопительной системы.

Вентилятор отопителя (мотор печки) ВАЗ 2108 с крыльчаткой 45.3730

Уважаемые покупатели, во избежание ошибок при отправке вентилятора отопителя в сборе, в строке «Комментарий» указывайте модель вашего автомобиля, год выпуска.

До «десятки» все модели ВАЗ оборудовались «печкой», предусматривающей установку радиатора отопления внутри салона. При этом он размещался со стороны пассажира в очень неудобном для ремонта и замены месте. Чтобы добраться до него, нужно было разбирать половину салона. Регулирование подачи теплого воздуха в салон осуществляется посредством специального крана, приводимого в действие тросом, идущим от рычага на панели управления

Электродвигатель вентилятора — коллекторный, постоянного тока, с возбуждением от постоянных магнитов. Потребляемая сила тока при максимальной частоте вращения — 14 А.

Не рекомендуется спрессовывать колесо вентилятора с вала электродвигателя — можно нарушить балансировку.

Электродвигатель ремонту не подлежит (за исключением зачистки коллектора), при выходе из строя его следует заменить в сборе с колесом вентилятора .

Конструктивно вентилятор отопителя представляет из себя электродвигатель, на котором закреплен вентилятор (с крыльчаткой на подшипнике), предназначен для применения в системе отопителя автомобиля с бортовым напряжением 12 В, для нагнетания горячего воздуха.

Основные технические характеристики:

Номинальное напряжение питания, В – 12;

Номинальная мощность, Вт – 90;

Максимальный ток, А – 14;

Номинальная частота вращения, мин-1 – 4 100.

Температура, °С – от минус 40 до +125

Относительная влажность воздуха при температуре +40°С, % не более – 95

Атмосферное давление, мм рт. ст. – от 630 до 800.

Другие артикулы товара и его аналогов в каталогах: 210808101078; 45.3730.

ВАЗ-21080, ВАЗ-2109, ВАЗ-21099, ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112, ВАЗ-2113, ВАЗ-2114, ВАЗ-2115, ВАЗ-2120, ИЖ-2126, УАЗ-3160.

Любая поломка – это не конец света, а вполне решаемая проблема !

Как выявить неполадку электродвигателя отопителя в сборе (вентилятора отопителя) у автомобиля семейства ВАЗ 2108 –2112; 2113 — 2115, ВАЗ -2120 и их модификаций?

Как самостоятельно заменить вентилятор отопителя на автомобиле семейства ВАЗ 2108 –2112; 2113 — 2115, ВАЗ -2120 и их модификаций.

С интернет — Магазином AvtoAzbuka затраты на ремонт будут минимальными.

Просто СРАВНИ и УБЕДИСЬ .

Не забудьте поделиться со своими друзьями и знакомыми найденной информацией, т. к. она им тоже может понадобится — просто нажмите одну из кнопок социальных сетей, расположенных выше.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector