Как сделать ионизатор воздуха своими руками в автомобиль и как работает самодельный очиститель

Простые способы изготовления автомобильного ионизатора воздуха

В последнее время автомобильный рынок предлагает нашим соотечественникам множество различных устройств и девайсов, выполняющих разные функции. Одним из таких изделий является ионизатор, предназначение которого заключается в очистке воздуха в салоне автомобиля. Подробнее о том, как сделать ионизатор воздуха своими руками, мы расскажем ниже.

Особенности и принцип работы ионизатора воздуха в машине

Перед тем, как сделать автомобильный очиститель воздуха в свою машину, давайте разберемся в принципе работы этого устройства. Суть его действия заключается в передаче воздушным частицам отрицательного заряда, таким образом сделав их аэрионами. Бытует мнение, что используя очиститель воздуха для автомобиля, водитель таким образом способствует оказанию положительного влияния на свое здоровье. Электризованные молекулы кислорода позволяют понизить уровень утомляемости организма, избавить человека от головной боли и в целом сделать воздух в салоне более чистым и здоровым.

Простые частицы преобразуются в отрицательные аэрионы в результате прохождения воздуха через коронный разряд. Благодаря этому автомобильный ионизатор воздуха позволяет очистить кислород от вредоносных и болезнетворных частиц, аллергенов и пыли. Сам принцип действия простой – все вредные организмы проходят через ионизирующий девайс, установленный в прикуривателе, и получают электрический разряд. В результате чего одна часть этих частиц притягиваются к устройству, а вторая – просто оседает на поверхности рядом с устройством.

Один из вариантов схемы для сборки ионизатора

Непосредственно сам коронный разряд создается внутри девайса посредством воздействия тока, который импульсами подается с трансформаторного узла на специальную систему заостренных электродов. Последняя должна быть выполнена из металла. Однако следует учитывать, что такой принцип действия способствует и выработке молекул озона, а их концентрация, в свою очередь, только наносит вред водителю. Поэтому если вы решили изготовить ионизатор воздуха в автомобиль, то учтите, что делаться этот девайс должен с учетом всех правил. Только так вы сможете того, чтобы разряд соответствовал определенной силе и частоте.

Инструкция по изготовлению

Со здоровьем шутить нельзя. Если самодельный ионизатор воздуха будет работать неправильно, то это может нанести только ущерб человеческому организму. Поэтому для того, чтобы сделанный девайс работал максимально эффективно, нужно в первую очередь правильно подобрать все составляющие. Для изготовления девайса вам потребуется трансформаторное устройство, а также генератор преобразователя. Сам девайс нужно будет установить в соответствующий корпус, для этого, например, можно использовать кусок пластиковой сантехнической трубы или две половинки от «Киндер-сюрприза» (автор видео о сборке ионизиорующего автомобильного устройства – Владимир Воронов).

Алгоритм действий

Итак, как сделать ионизатор воздуха своими руками для автомобиля:

  1. В первую очередь, вам нужно будет сделать трансформатор. В качестве основы можно использовать готовый трансформаторный узел из какого-либо блока, к примеру, компьютерного. Для начала вам нужно будет извлечь из него преобразователь, для этого вам потребуется паяльник. Сама процедура снятия может занять некоторое время, но мы можем предложить вам более простой способ. В частности, феррит нужно будет прогреть, для этого понадобится зажигалка либо печная конфорка. После того, как данный элемент будет прогрет, его при помощи обычной иголки можно разделить на две части. На этом этапе нужно действовать максимально осторожно, в противном случае есть риск повреждения частей феррита.
  2. Сам сердечник элемента следует освободить от проводов, это обязательное условие. После того, как это будет сделано, на сердечник нужно будет намотать новые обмотки – первичную и вторичную. Запаситесь терпением, поскольку этот шаг также займет определенное время. Первичная обмотка должна включать в себя всего четырнадцать витков проволоки, в то время как вторичная – шестьсот.
  3. Когда вы намотаете провод на обе обмотки, нужно будет продумать изоляционную прослойку между ними. Как вариант, для этого можно использовать обычный канцелярский скотч, только его следует уложить в несколько слоев, чтобы изоляция была более эффективной. Помните о том, что такой слой изоляции необходимо укладывать каждый раз после ста витков обмотки. Если изоляции не будет, девайс быстро выйдет из строя.
  4. Далее, к полученному трансформатору нужно будет подключить таймер.
  5. Следующим этапом будет сборка так называемого умножителя напряжения. Для обустройства этого элемента вам потребуются конденсаторы, а также диоды, причем использовать нужно диоды КЦ 106. Итак, с помощью диодных элементов КЦ 106 и нескольких конденсаторов производится сборка умножителя. При этом помните о том, что параметры конденсаторных элементов должны составлять до 10 кВт и 3300 пФ. Для соединения компонентов используется схема ионизатора воздуха.
  6. Когда умножитель будет собран, к нему нужно будет подсоединить изготовленную ранее сборку из трансформаторного узла и таймера.
  7. Завершающим этапом будет установка выходных электродов умножительного компонента. Вам необходимо их установить на расстоянии, соответствующем не более 3 и не менее 2.5 сантиметров друг от друга. После того, как эти действия будут выполнены, можно считать, что сборка устройства завершена. Теперь вам остается только произвести установку девайса в автомобильный прикуриватель и проверить его работоспособность.

Цена вопроса

Видео «Тест автомобильного ионизатора, купленного в Китае»

На видео ниже представлен процесс тестирования китайского автомобильного ионизатора (автор ролика – канал Китай в SHOPe).

Ионизатор воздуха своими руками (несколько схем)

Материалы и инструменты:
— паяльник с припоем;
— высоковольтный трансформатор;
— транзисторы;
— стабилитроны;
— диодные мосты;
— резисторы;
— конденсаторы;
— и другие радиоэлементы.
Полный перечень материалов зависит от конкретно выбранной самоделки.

Читать еще:  Снятие и замена воздушного фильтра daewoo nexia

Процесс изготовления ионизатора:

Самый безопасный ионизатор воздуха

На популярном сайте электроники RADIOSKOT была представлена самая безопасная версия ионизатора воздуха.

В первую очередь плюс устройства в том, что в нем отсутствуют наружные элементы, на которых есть высокое напряжение, в связи с этим снижается вероятность получить удар током при прикосновении.

Еще предложенная схема создает не такой уровень радиопомех и меньше вырабатывает статического напряжения, что может приводить в негодность окружающую технику.

Ну и наконец, промышленные ионизаторы часто очень сильно притягивают к себе пыль, здесь этот недостаток также постарались убрать.

Защита
Чтобы предотвратить систему от возникновения между электродами и другими элементами конструкции слишком большой разности потенциалов, используются резисторы R8-R10. Чтобы не пробило вторичную обмотку трансформатора, в системе предусмотрен разрядник SG1.

Питание
Схема питания построена на реактивном емкостном сопротивлении. Она состоит из стабилитрона VD2, конденсаторов C1,С2, диодного моста VD1 и резистора R2.

Корпус и вентилятор
Чтобы сделать устройство безопасным, его помещают в корпус от компьютерного блока питания. Для обеспечения циркуляции ионизированного воздуха используется компьютерный кулер, который стоит на родном месте в блоке питания. Вентилятор работает от источника питания в 12В и для него также предусмотрена отдельная схема.

Ионизатор для автомобиля
Также небольшой ионизатор можно установить в автомобиле, один автор на сайте TEXNIC.RU решил поделиться такой самоделкой. Система устроена таким образом, что генерирует прямоугольные импульсы, которые затем поступают на затвор транзистора полевого типа. Он, в свою очередь, закрывается или открывается с заданной частотой. Транзистор подключен к трансформатору, вследствие этого на его первичной обмотке образуется импульсное напряжение.

Еще пару схем ионизаторов воздузха
На сайте http://elektricvdome.ru была выложена схема создания классического ионизатора воздуха, то есть в виде люстры. Основное кольцо делается из оголенной медной проволоки диаметром 4.5 мм. Далее на это кольцо перпендикулярно натягивают более тонкую медную проволоку диаметром 0.7-1 мм.

Еще для создания кольца можно использовать металлический гимнастический обруч.





Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Автомобильный ионизатор воздуха своими руками

Самый простейший ионизатор воздуха, предназначенный для автомобилей, можно смастерить своими руками, не вкладывая в это практически никаких денежных средств. Все, что вам потребуется – это детали старой ненужной аппаратуры. Принцип работы устройства основывается на высоковольтном преобразователе напряжения, который будет работать по схеме блокинг-генератора.

Как собрать ионизатор своими руками?

Схема преобразователя является простой и доступной, в ее состав входит один-единственный активный элемент – транзистор. Выбор транзистора не важен. Можно использовать различные модели, начиная от прямых транзисторов серии КТ818 и заканчивая транзисторами обратной проводимости, например, КТ819.

Использовать можно и аналоги перечисленных выше моделей, но при этом придется немного изменить схему и поменять полярность питания. При воплощении схемы желательно устанавливать транзистор на теплоотвод.

Диапазон работы схемы инвертора довольно широк, работать устройство начинает уже от одного вольта входного напряжения.

В качестве умножителя следует использовать такие диоды как КЦ106 или же подобные ему аналоги, выбор конденсатора не критичен, главное обращать внимание на то, что у конденсатора рабочее напряжение должно быть выше трех кВ (идеал – 6кВ), а его емкость должна варьироваться в пределах 500-4700пкФ.

Трансформатор высоковольтного типа мотается на сердечнике Б30, размер и форма сердечника значения не имеют. Первая обмотка состоит из 2х30 витка провода. Сечение провода должно быть 0,75мм, но можно также использовать и провод 0,65мм и 1мм. Поверх первой обмотки необходимо уложить изоляцию, которая сделана из фторопласта или любого другого изоляционного материала, затем начинаем делать вторую обмотку. Делать обмотку лучше всего по слоям, каждый слой должен состоять из ста витков (при проводе 0,05мм).

Для того чтобы избежать межслойных пробоев, необходимо каждый слой изолировать с особой тщательностью. После того как трансформатор будет готов, его желательно залить эпоксидной смолой.

Автомобильный ионизатор воздуха – в салоне свежо, как после грозы!

Максимально очистить среду в салоне вашего транспортного средства поможет автомобильный ионизатор воздуха, а ведь это столь важно, особенно учитывая нынешнюю экологическую обстановку.

Ионизировать воздух – прихоть либо необходимость?

Заводы, болезнетворные бактерии, выхлопные газы, а, учитывая средний возраст нашего автопарка, и состояние двигателя каждой «старушки», это становится чуть ли не главной проблемой. Ионизатор производит очищение воздуха в салоне авто, в результате чего как минимум исчезает неприятный запах. Но подобный очиститель еще и борется с разными бактериями, грибками, вирусными инфекциями и прочими микроорганизмами, негативно влияющими на здоровье человека.

Стоит ли упоминать, что экологическая обстановка с каждым годом становится все хуже, отчего повышается риск возникновения аллергических реакций. А эта болезнь уже считается бичом XXI века. Поэтому подобный очиститель должен стать неотъемлемым атрибутом каждого авто. В первую очередь стоит задуматься о приобретении ионизатора воздуха семьям с детьми и пожилым людям, особенно склонным к сердечно-сосудистым заболеваниям. Если вы любитель электроники, то вы даже сможете смастерить его своими руками.

Читать еще:  Как самостоятельно проверить антифриз на замерзание: советы, фото и видео

Кроме того, существуют еще и специальные автомобильные ионизаторы воздуха, используемые для двигателя, а не для салона. Главная функция подобных устройств – обеспечение более эффективного сгорания горючего. То есть происходит повышение КПД двигателя за счет улучшения качественных характеристик топливно-воздушной смеси. Устанавливается такой очиститель в основном перед воздушным фильтром, причем помощь специалистов вряд ли понадобится, большинство владельцев справляются с этим своими руками.

Конечно, нельзя назвать ионизатор для двигателя вещью остро необходимой, все же миллионы ездили без нее раньше и делают это до сей поры. Но кому посчастливилось воспользоваться этим девайсом, отмечают его пользу. Ведь эффективное сгорание топлива не только позволяет увеличить тягу двигателя – а значит, и его послушность, резвость, отзывчивость; но также на поверхности деталей значительно уменьшается количество нагара. А это не только увеличит срок службы двигателя, но и продлит его хорошее поведение и динамичность. Кстати, и этот девайс собрать своими руками не сложнее, чем салонный.

Достоинства и недостатки ионизирующего механизма

Теперь же остановимся на достоинствах и недостатках современных ионизаторов воздуха, используемых для авто. Безусловно, главный плюс – устранение всех вирусов и бактерий. Причем даже если не брать в расчет грипп, ангину и иные ОРВИ, которые опасны только во время эпидемии всего несколько раз в год, то от грибков и плесени уже никуда не денешься.

На этом список достоинств не заканчивается, вы также забудете о тяжелом воздухе и неприятном запахе. Последний же далеко не всегда является следствием недостаточного ухода за авто, иногда это может быть и просто запах табака, например, если водитель либо пассажиры курят. Кроме того, очиститель компактный, потребляет минимум электроэнергии, для его функционирования достаточно прикуривателя. Также ионизатор имеет долгий срок эксплуатации, а бесшумная работа никогда не отвлечет вас от занимательной поездки.

Есть и некоторые недостатки, которыми обладает не только автомобильный, но и бытовой очиститель-ионизатор воздуха.

Во-первых, необходимо следить за концентрацией озона, так как слишком большое его количество вредно.
Во-вторых, при его работе возникает электромагнитное поле, а его природа еще не до конца изучена, так что и говорить о последствиях пока не принято. И в-третьих, устройство нуждается в регулярной очистке и делать это уже придется вам своими руками, особенно это актуально в отношении ионизатора для двигателя авто.

Принцип действия ионизаторов

Существует несколько основных типов данных гаджетов, но об этом поговорим позже – независимо от вида, все они имеют приблизительно одинаковый принцип работы. Они притягивают частички пыли, тем самым очищая воздух. Большинство устройств оснащены специальными вентиляторами, которые регулируют подачу воздушных масс в нужном направлении, хотя иногда это происходит естественным путем. Внутри очиститель имеет два электрода, между ними создается разряд, а в результате возникают ионы.

После чего значительно преобладает количество отрицательно заряженных частиц и увеличивается скорость притягивания положительных. А ведь основная масса бактерий имеет именно такой заряд. Постепенно образуются более тяжелые частички, которые уже не могут парить в воздухе и оседают в очиститель. Также автомобильные ионизаторы расщепляют молекулы газа, благодаря чему устраняется неприятный запах. Девайсы для двигателя действуют таким же образом, обеспечивая топливную смесь воздухом с повышенным содержанием озона и минимумом грязи.

Как выбрать ионизатор для салона и мотора?

В этом пункте рассмотрим, какими бывают автомобильные ионизаторы воздуха и как правильно выбрать это оборудование. Итак, в зависимости от конструкции эти очистители могут быть с вентилятором либо без него. Естественно, первый тип более эффективен и пользуется огромной популярностью, так как воздух вместе со всеми парящими в нем частицами принудительно попадает в устройство. Кроме того, ионизаторы могут иметь переключатель скоростей вращения полостей вентиляторов, и тогда возможна регулировка интенсивности передвижения воздушного потока. Более простые приборы не оснащены подобной опцией, и в них вентилятор работает с одинаковой скоростью на протяжении всего периода.

Также вы можете выбрать очиститель, регулирующий степень ионизации посредством изменения напряжения на электродах устройства. Если же такая функция не предусмотрена конструкцией, то ионы будут вырабатываться с одинаковой интенсивностью сразу же после включения прибора. Еще одна необязательная, но весьма приятная функция – ароматизация. Благодаря ей поездка даже в авто довольно простой модели делается намного комфортабельнее. Воздух будет не только максимально чистым, но вдобавок и иметь довольно-таки приятный запах. Выбрать прибор не столь сложно, необходимо просто определиться с желаемым результатом, и, конечно же, отдавать предпочтение только надежным и проверенным производителям.

Можно сделать ионизатор-очиститель своими руками?

Многие любят говорить, что нет ничего невозможного. Иногда с этим можно согласиться и поэтому сделать автомобильный ионизатор воздуха исключительно своими руками тоже вполне реально. Но стоит заметить, что далеко не всем это удается, так как конструкция у него не из самых простых. Итак, для этого понадобится микросхема 555, называющаяся еще и таймером. Найти ее очень легко, нужно всего-то посетить торговую точку, где продаются радиодетали, да и стоит она сущие копейки. На этот элемент возложена роль генератора, частота которого настраивается путем подбора компонентов цепи RC.

Дабы немного сэкономить и не покупать новый трансформатор, можно также воспользоваться своими умелыми руками, а именно просто демонтировать этот компонент из блока питания компьютера. Но только делается это предельно аккуратно, очень важно не повредить деталь. Не забудьте обновить обмотку: первичная должна состоять из 14 витков, хорошенько заизолированных скотчем, минимум в 2 слоя, а вторичная уже насчитывает гораздо больше оборотов – 600, с изоляцией каждой сотни. Своими руками это делать непросто, но раз уж взялись, придется потрудиться.

Читать еще:  Когда и как часто нужно менять свечи зажигания и масла для mitsubishi outlander?

Следующим необходимым элементом является умножитель, который собирается из диодов и конденсаторов. Теперь остался самый ответственный шаг, а именно непосредственное подключение всех составляющих согласно схеме, взятой из интернета. Раздвинув проводки умножителя на небольшое расстояние, около трех сантиметров, можно запитать прибор и в случае удачи наслаждаться свежим и чистым воздухом. Понять же, насколько эксперимент получился, можно по характерному запаху озона – если такового нет, то где-то в нашем цехе по сборке ионизатора своими руками была допущена ошибка.

Самодельный автомобильный ионизатор воздуха

Вы никогда раньше не интересовались, почему в маленьких помещениях так часто бывает душно. Всё потому что воздухом с преобладанием молекулярного газа дышать тяжелее, чем ионизированным кислородом. А в закрытых помещениях ионов воздуха в 10 – 15 раз меньше, чем на открытом воздухе. К тому же любые электрические приборы поглощают отрицательно заряженные частицы из воздуха.

Ну, а через системы вентиляции и отопления автомобилей проходит и вовсе мёртвый воздух. Возможно, из-за воздуха лишённого ионов кислорода, вас за рулём машины так часто и клонит в сон. Впрочем, есть смысл подумать, об установке прибора для ионизации воздуха в любом случае. Поскольку, вдыхая богатый ионами воздух, можно делать профилактику болезней дыхательных путей, кроветворных органов и сердечно-сосудистой системы.

Ещё одна, немало важная, польза от ионизатора заключается в том, что он достаточно хорошо устраняет неприятные запахи. Поэтому, если в салоне машины кто-то курит, то и в этом случае пригодится ионизатор, он же быстро удаляет зловоние от табачного дыма.

Хватит рассуждать, пора приступать к делу. Ведь ионизатор имеет совсем простую конструкцию, и его не сложно собрать самому. Для сборки самоделки понадобятся доступные детали, которые можно найти дома или дёшево купить.

Прибор, который мы будем собирать, состоит из трёх отдельных частей.

  1. Импульсный генератор.
  2. Повышающий трансформатор.
  3. Умножитель напряжения.

Теперь нужно посмотреть, как отдельные части ионизатора соединены вместе на схеме, и узнать какие запчасти понадобятся для его сборки.

Импульсный генератор собран на микросхеме интегрального таймера NE555, которая стоит всего 0,3 – 0,5 доллара. Микросхема имеет два режима работы: высокоточный таймер и

генератор прямоугольных импульсов. В данной схеме она подключена для работы во втором режиме.

Все подключённые до микросхемы резисторы (R2 на 1 кОм и R3 около 3 кОм), конденсаторы (C1 на 10 пФ и C2 около 3 пФ) образуют времязадающую RC-цепочку. Резистор R1 на 5 – 10 Ом ограничивает ток на затвор полевого транзистора IRL3705. Повышая ёмкости конденсаторов или уменьшая сопротивления резисторов RC-цепочки можно уменьшить частоту работы генератора, и наоборот. Хотя это не так важно для работы ионизатора.

Гораздо важнее подобрать полевой транзистор. Так как собираемый генератор является однотактным, то вся нагрузка ложится на один ключ – транзистор. Поэтому мало того, что транзистор должен быть подобран достаточной мощности (свыше 70 Вт), а также его потребуется закрепить на теплоотводе – радиаторе.

Повышающий трансформатор должен иметь первичную обмотку с 7 – 8 витками провода диаметром 0,8 мм, и вторичную обмотку с 700 – 800 витками провода диаметром не меньше 0,1 мм. Низковольтную первичную обмотку трансформатора совсем просто намотать виток к витку, а высоковольтную придётся постараться уложить равномерно слоями по 70 – 80 витков. Также между слоями вторичной обмотки желательно прокладывать обмоточную изоляцию.

Сердечник повышающего трансформатора должен быть сделан из феррита, потому что трансформатор работает в импульсном режиме. Но, достать магнитопровод из такого материала совсем не сложно, поскольку маленькие трансформаторы, намотанные на ферритовом стержне, можно найти в старых блоках питания компьютера. Также они установлены в цоколях КЛЛ (экономных лампах), да и в другой импульсной аппаратуре, которая заселила сегодня каждый дом.

Умножитель напряжения, в нашем случае, четырёхкратно увеличивает напряжение с вторичной обмотки трансформатора. Собирается эта часть схемы из высоковольтных диодов и неполярных конденсаторов. Диоды можно купить, а можно забрать КЦ106 из умножителя напряжения строчной развёртки отечественного телевизора, или найти импортные 2CL72, 2CL73, R4000, R5000 в других умножителях. Конденсаторы нужно найти на рабочее напряжение свыше 3 кВ, и одинаковыми ёмкостями от 470 до 3300 пФ. Оптимально подойдут конденсаторы ёмкостями по 2200 пФ, и на напряжение 5 кВ или 6,3 кВ.

Собранный умножитель желательно залить эпоксидной смолой или свечным стеарином (парафином), чтобы избежать пробоя при близком расположении к другим частям ионизатора.

Концы проводочков, выходящие из умножителя, можно припаять к двум металлическим сеткам расположенным друг от друга на небольшом расстоянии, или просто залудив их, развести на расстояние 2 – 3 мм.

После соединения всех элементов схемы ионизатора вместе, готовый прибор необходимо поместить в пластмассовую трубку подходящего диаметра. Эта трубка-ионизатор в салоне машины будет лежать на боку, в удобном месте. Главное чтобы хватило длины выведенных наружу проводов для подключения прибора к сети питания машины.

Ссылка на основную публикацию