Чистка и мойка радиатора ваз 2108, 2109, 21099

Эффективные способы очистки печки ВАЗ-2109

Во время эксплуатации в летне-осенний период в отопитель автомобиля ВАЗ-2109 попадает и скапливается различный мусор (листва деревьев, тополиный пух и т. д.). Помимо этого, внутри радиатора печки находится различная техническая грязь, внутренние стенки его элементов покрываются отложениями и накипью. Всё это негативно отражается на работе системы отопления салона машины, поскольку затрудняет циркуляцию рабочей жидкости и прогретого воздуха по патрубкам и магистралям обогревателя.

Устранить подобную неполадку, очистить печку от листьев и промыть её радиатор на ВАЗ-2109 можно самостоятельно, не прибегая к услугам мастеров автосервиса.

Процесс очистки печки на ВАЗ-2109

Для этого необходим минимальный набор инструментов, которые непременно есть у каждого автовладельца: червячные хомуты, две прокладки из резины, новая охлаждающая жидкость и ёмкость для её слива из системы. Перед тем как приступить к проведению этой процедуры, потребуется заглушить силовой агрегат автомобиля и дать ему остыть. После этого желательно подложить под все места соединения патрубков ветошь. Очистка обогревателя осуществляется следующим образом:

  1. Поднимаем капот и через моторный отсек ослабляем затяжку хомутов на подводящих охлаждающую жидкость магистральных шлангах.
  2. Патрубки радиатора и краник отопителя нужно освободить от шлангов, перед этим под них нужно поставить приготовленную ёмкость, в которую будет стекать тосол.
  3. Торцевым ключом на «7» необходимо вывернуть крепёжные саморезы, которые удерживают уплотнитель технологического отверстия в перегородке моторного отсека.
  4. Как только уплотнитель снят, сразу же нужно демонтировать корпус вентилятора, и отсоединить приводную тягу с краника.
  5. Далее следует вывести из отверстия перегородки моторного отсека патрубки радиатора печки.
  6. Снимаем радиатор печки.
  7. Необходимо сразу же очистить его посадочное место от грязи.
  8. Освобождаем выходной патрубок отопителя, ключом на «10» выкрутив его болты с крепления.
  9. Снимаем патрубок.
  10. Очищаем его от грязи и меняем уплотнитель из резины в местах соединения фланцев.
  11. С обогревателя следует снять краник, после чего очистить радиатор от листьев.
  12. Прочищаем краник печки, все шланги и патрубки.
  13. Эффективно убрать загрязнения внутренней части патрубков и шлангов поможет ёршик.
  14. Сборка системы осуществляется в обратной последовательности.

Два способа очистить радиатор отопителя ВАЗ-2109

Большинство автовладельцев считают, что разборка печки и снятие её радиатора довольно проблематичная и сложная процедура, которая отнимает немало времени, усилий и нервов. Если же устройство забилось, его необходимо срочно очистить, иначе салон автомобиля будет по-прежнему оставаться холодным, а стёкла замерзать. Существует два эффективных способа очистки радиатора печки на ВАЗ-2109, опишем каждый из них подробно:

Способ №1 (дедовский)

Для начала следует слить всю охлаждающую жидкость из системы, перед этим предварительно необходимо купить в продуктовом магазине несколько пакетиков лимонной кислоты, чтобы её общий вес составлял примерно 100 гр. Далее разводим кислоту в чистой, прокипячённой воде, объём которой полностью соответствует объёму тосола в системе охлаждения силового агрегата. После чего через заливное отверстие заливаем эту смесь в систему. Теперь следует продолжать эксплуатировать автомобиль в обычном режиме на продолжении недели, после чего освободить систему от этой смеси. Количество грязи в ней впечатлит любого водителя.

Стоит заметить, что такую чистку радиатора отопителя проводят исключительно во время его подготовки к зимней эксплуатации в тёплую пору года, иначе вода в системе замёрзнет, а это обернётся уже большими проблемами.

Способ №2 (современный)

Для него потребуется газированный напиток Кока-Кола. Необходимо снять подводящие и отводящие патрубки с радиатора отопителя, после чего довести до кипения 2 литра Колы, и при помощи лейки залить её через вход устройства. Выжидаем после этого примерно час (при условии, что чистка осуществляется при тёплой погоде), и продуваем радиатор. Чтобы значительно ускорить процесс очистки, можно после первой продувки сжатым воздухом наполнить его кипятком, затем опять продуть. В обратной последовательности подсоединить все патрубки и восполнить уровень жидкости в системе охлаждения. Заметим, что во время проведения этой процедуры может образоваться воздушная пробка, которую нужно будет удалить.

Теперь, зная основные способы чистки печки ВАЗ-2109, каждый автовладелец сумеет выполнить процедуру самостоятельно, без привлечения специалистов.

Как Промыть Систему Охлаждения?

Страницы 1

Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться

Сообщений 15

1 Тема от naiker 2009-09-22 14:29:35

  • naiker
  • Пользователь
  • Оффлайн
  • Зарегистрирован: 2008-12-01
  • Сообщений: 14
  • Репутация : [ 0 | 0 ]

Тема: Как Промыть Систему Охлаждения?

Хочу заменить тосол на новый, в стары доливал герметик для заделывания утечек. Чем можно промыть? Технология промывки?

Всем спасибо кто ответит

2 Ответ от Driver 2009-09-22 15:15:11

  • Driver
  • Пользователь
  • Оффлайн
  • Зарегистрирован: 2008-12-08
  • Сообщений: 460
  • Репутация : [ 0 | 0 ]

Re: Как Промыть Систему Охлаждения?

Водой с калгоном полоскаешь минут 20, сливаешь, еще раз промываешь водой, но уже без калгона и заливаешь тосол. Еще знакомый коку-колу заливает. час полоскает, сливает, водой промывает и заливает тосол. Говорит классный способ.

3 Ответ от ruslan 99 2009-09-28 11:02:18

  • ruslan 99
  • Пользователь
  • Оффлайн
  • Зарегистрирован: 2009-09-08
  • Сообщений: 71
  • Репутация : [ 0 | 0 ]

Re: Как Промыть Систему Охлаждения?

Водой с калгоном полоскаешь минут 20, сливаешь, еще раз промываешь водой, но уже без калгона и заливаешь тосол. Еще знакомый коку-колу заливает. час полоскает, сливает, водой промывает и заливает тосол. Говорит классный способ.

кока кола 100 баллов.

Дома ремонт был штукатурили стены на окнах остался бетон чем тока не мыли до жопы дверца потом знакомый сказал попробуй кока колой и о чудо 15 мин и чистые стёкла.

после этого я её не пью максимум в технических целях применяю))))))))

4 Ответ от Колян 2009-09-28 13:52:14

  • Колян
  • Пользователь
  • Оффлайн
  • Зарегистрирован: 2009-05-06
  • Сообщений: 725
  • Репутация : [ 0 | 0 ]

Re: Как Промыть Систему Охлаждения?

Есть ещё специальные промывки. Зайди в какойнибудь крупный автомобильный магазин и спроси там: «У вас есть промывка для системы охлаждения?» Они тебе подскажут и т.д. Потом как обычно сливаешь тосол, заливаешь, полощешь, и т.д. в инструкции написано

Читать еще:  Руководство, как устроен и как пользоваться ареометром для антифриза

5 Ответ от desperado. 2009-10-04 16:23:07

  • desperado.
  • Пользователь
  • Оффлайн
  • Зарегистрирован: 2008-12-09
  • Сообщений: 202
  • Репутация : [ 0 | 0 ]

Re: Как Промыть Систему Охлаждения?

Хочу заменить тосол на новый, в стары доливал герметик для заделывания утечек. Чем можно промыть? Технология промывки?

Всем спасибо кто ответит

Эээ, расскажи поподробнее про герметик, а тоу меня тож тосол сваливает куда то, точно не в движок. еще сочился из под датчика включения карлосона, посадил его н герметик, но все равно куда то съепывается. Скажи сколько и какого герметика? и ваще это как, безопасно?

6 Ответ от димитрий838 2009-10-04 16:42:41 (2009-10-04 16:46:23 отредактировано димитрий838)

  • димитрий838
  • Пользователь
  • Оффлайн
  • Зарегистрирован: 2009-01-14
  • Сообщений: 689
  • Репутация : [ 0 | 0 ]

Re: Как Промыть Систему Охлаждения?

Герметик зло!.я раз какой-то купил себе,и он так все качесвенно залепил даже шланги печки и я мерз осенью 500км,он может есть и нормаьные,это просто факт из жизни.

А так он заливается в систему и типа клеет там места протеков

7 Ответ от alexeykamf 2009-10-05 05:27:24

  • alexeykamf
  • Пользователь
  • Оффлайн
  • Зарегистрирован: 2008-11-09
  • Сообщений: 1,679
  • Репутация : [ 0 | 0 ]

Re: Как Промыть Систему Охлаждения?

А так он заливается в систему и типа клеет там места протеков

И не только их, но и все где он появляется.

8 Ответ от ZipeR 2009-10-05 16:42:41

  • ZipeR
  • Пользователь
  • Оффлайн
  • Зарегистрирован: 2008-11-09
  • Сообщений: 851
  • Репутация : [ 0 | 0 ]

Re: Как Промыть Систему Охлаждения?

Герметик может забить лишь там, где соприкосается с воздухом, если забило печку или еще что, значит там воздух был. Я недели две возил с собой бутылку с тосолом, в котором был герметик хайгировский, так вот, нифига он там не проявился. Чувак его подом к себе залил и там он отлично сработал. А тот тосол с герметиком,который на воронке остался, так и прилип к этой воронке, еле соскоблил.

9 Ответ от hahol_st 2009-10-12 14:11:27

  • hahol_st
  • Пользователь
  • Оффлайн
  • Зарегистрирован: 2009-03-29
  • Сообщений: 395
  • Репутация : [ 0 | 0 ]

Re: Как Промыть Систему Охлаждения?

Водой с калгоном полоскаешь минут 20, сливаешь, еще раз промываешь водой, но уже без калгона и заливаешь тосол.

какие пропорции,сколько надо калгона,хочу тосол поменять(мутно/непонятный цвет) и незнаю чем промыть,»полоскаешь» всмысле движек завел на 20 мин?

10 Ответ от Yurik 2009-10-12 14:42:50

  • Yurik
  • Пользователь
  • Оффлайн
  • Зарегистрирован: 2008-11-09
  • Сообщений: 411
  • Репутация : [ 0 | 0 ]

Re: Как Промыть Систему Охлаждения?

какие пропорции,сколько надо калгона,хочу тосол поменять(мутно/непонятный цвет) и незнаю чем промыть,»полоскаешь» всмысле движек завел на 20 мин?

колгон бред ИМХО. Продается спец промывка системы охлаждения Hi-GEAR

на 2 раза хватает и отмывает отлично. калгон лучше маме купить!

11 Ответ от hahol_st 2009-10-12 14:50:02

  • hahol_st
  • Пользователь
  • Оффлайн
  • Зарегистрирован: 2009-03-29
  • Сообщений: 395
  • Репутация : [ 0 | 0 ]

Re: Как Промыть Систему Охлаждения?

колгон бред ИМХО. Продается спец промывка системы охлаждения Hi-GEAR

на 2 раза хватает и отмывает отлично. калгон лучше маме купить!

после прочтенного задумался о химии,поэтому ищу альтернативу

12 Ответ от AUX 2009-10-30 21:48:12

  • AUX
  • Пользователь
  • Оффлайн
  • Зарегистрирован: 2009-10-19
  • Сообщений: 2
  • Репутация : [ 0 | 0 ]

Re: Как Промыть Систему Охлаждения?

а вообще ставишь на шланг от расширительного бачка фильтр от дизельной топливной системы пластмасовый и все будет супер вся грязь системы охлаждения остается в нем

13 Ответ от Slonya61 2009-11-01 16:32:35

  • Slonya61
  • Пользователь
  • Оффлайн
  • Зарегистрирован: 2009-10-30
  • Сообщений: 9
  • Репутация : [ 0 | 0 ]

Re: Как Промыть Систему Охлаждения?

кока кола 100 баллов.

Дома ремонт был штукатурили стены на окнах остался бетон чем тока не мыли до жопы дверца потом знакомый сказал попробуй кока колой и о чудо 15 мин и чистые стёкла.

после этого я её не пью максимум в технических целях применяю))))))))

Так, сколько коки лить?А,то у меня дядя на кока-кольной фабрике работает.Напузырю до верху.Шутка.Что то, тоже после прочтения ссылки о мытье,боязно химию лить хотя,что после химии,что коки-всеравно ошметки полетят.

14 Ответ от salavinka 2009-11-02 16:07:30

  • salavinka
  • Пользователь
  • Оффлайн
  • Зарегистрирован: 2009-04-15
  • Сообщений: 568
  • Репутация : [ 0 | 0 ]

Re: Как Промыть Систему Охлаждения?

Купил себе промывку движка 7-ми минутку, в масло заливается, раскоксовку и промывку системы охлаждения 2х компонентную, все под маркой Lavr (Лавруха) первыми двумя остался очень доволен, а вот промывку системы охлаждения еще не пробовал, но думаю не хуже

15 Ответ от Sten 2009-11-02 16:14:26

  • Sten
  • Пользователь
  • Оффлайн
  • Зарегистрирован: 2009-04-21
  • Сообщений: 150
  • Репутация : [ 0 | 0 ]

Re: Как Промыть Систему Охлаждения?

колгон бред ИМХО. Продается спец промывка системы охлаждения Hi-GEAR

на 2 раза хватает и отмывает отлично. калгон лучше маме купить!

тоже купил себе такую за 150р. и 8л тосола феликс.

в среднем сколько будет стоить на сто промыть систему?

Сообщений 15

Страницы 1

Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться

Как не снимая радиатора отопителя очистить его снаружи?

ВАЗ (Lada) 2108/2109 1984 — 2006

Радиатор отопителя загрязнен снаружи, то есть не внутри(где тосол циркулирует), а с наружной части. Можно ли его прочистить не снимая его? 21099

  • Не заводится авто, печка не работает, не светится панель приборов – 6 ответов
  • Греется, из радиатора гонит пену – 5 ответов
  • Плохо греет печка ВАЗ Nova – 4 ответа
  • На холостых дует теплый воздух – 4 ответа
  • Вентилятор отопителя ВАЗ Самара, как вытащить? – 3 ответа

Снимайте радиатор и прочищайте, чтоб у самого же потом сомнений не было. Если что-то делаете, то нужно это делать хорошо и не важно себе делаете или кому-то.

Если только снять вентилятор и попробовать продуть сжатым воздухом с одновременной откачкой пылесосом.

  • Большой расход топлива ВАЗ 2109 – 2 ответа
  • Можно ли лить синтетику в ВАЗ 21093? – 2 ответа
  • Не выключается передача в 2109 – 1 ответ
  • Щелчок реле втягивающего и долгая реакция в 2108 – 5 ответов
  • Глохнет на ходу 2109 пропадает зарядка – 2 ответа
  • Работает двигатель после выключения зажигания в 2109 – 5 ответов
  • Вылетел шар из под рычага КПП на 2109 – 2 ответа
  • Не заводится после остановки ВАЗ 2108 карбюратор – 3 ответа
  • Нормально когда литр масла уходит за 3-4 тысячи км на ВАЗ 2109? – 2 ответа
  • В каких случаях нужно обязательно зенковать сёдла клапанов? – 2 ответа
Читать еще:  Процесс ремонта кпп газели своими руками разборка масло яма: фото и видео

Подпишись на наш канал в Я ндекс.Дзене

Еще больше полезных советов в удобном формате

Промывка системы охлаждения: способы, нюансы, результаты

Промывка системы охлаждения автомобиля важное и вместе с тем очень редко проводимое большинством автомобилистов мероприятие. И как показывает очень напрасно, ведь от того как будет функционировать система охлаждения двигателя (СОД) зависит производительность всего силового агрегата. Кроме того, охлаждения двигателя не позволяет ему перегреваться, тем самым предотвращая необходимость «капиталить» двигатель. Что такое перегрев и чем он опасен читаем тут.

Как лучше промыть систему охлаждения на СТО или своими руками?

Первый вариант безусловно проще, но при этом он еще и дороже, второй — менее приятен, но зато вы получите бесценный опыт и к тому же получите неплохую экономию. Если времени у вас не «в обрез» и есть маломальское понятие о том, что такое СОД, то рекомендую произвести промывку системы охлаждения своими руками. Как это сделать читайте дальше.

Особенности и способы проведения промывки системы охлаждения

Как я уже говорил, к большому сожалению подавляющее большинство автовладельцев даже не знают о необходимости проводить такую процедуру, возможно и вы делаете также — просто доливаете антифриз по уровню и все. Однако так всегда не будет и в один неприятный момент система охлаждении просто перестанет функционировать, и вы получите перегрев со всеми вытекающими. Рекомендую следить за состоянием антифриза, и не доливать его, а производить полную замену, тогда во время слива вы сможете увидеть в каком состоянии он находится. Если вы слили охлаждающую жидкость (ОЖ) и она черного или темно коричневого цвета, знайте — у вашей системы охлаждения большие проблемы.

Очистка СОД бывает двух типов:

Внешняя – когда с поверхности радиатора удаляются: насекомые, пыль, маслянистые пятна, гряз и прочая гадость. Как правило, такая очистка производится при помощи струи и автомобильного шампуня.

Грязный радиатор — плохое охлаждение

Внутренняя – предусматривает удаление из рубашки охлаждения двигателя и радиатора налета состоящего из ржавчины, накипи, продуктов разложения антифриза и резиновых деталей. Кроме того, загрязнения и накипь возможны в случаях когда владелец автомобиля использует в качестве ОЖ обыкновенную воду из-под крана. Делать этого ни в коем случае не стоит, поскольку в такой воде содержится огромное количество солей, примесей и различных веществ, которые при нагревании откладываются на стенках системы охлаждения в виде налета, затрудняя теплоотдачу и уменьшая сечение ходов СОД.

Откуда берется накипь и налет в системе охлаждения

Как известно, антифризы не образуют накипи, однако если вы не будете производить полноценную его замену, а будете постоянно доливать, то со временем его концентрация будет больше чем на половину состоять из воды, а присадки которые входят в его состав начнут распадаться, отлагаясь на стенках толстым слоем налета. О том что будет дальше читайте выше. Пыль, масло, грязь, резиновые отходы и ржавчина также способствуют загрязнению и могут создать закупорку в системе охлаждения или просто отложиться в виде налета на стенках.

Чем промыть СОД?

  • Вода.
  • Вода с уксусом и кислотой.
  • Специальная жидкость для промывки системы охлаждения.

Промывка системы охлаждения водой

Хоть водой и можно промывать систему, я бы настоятельно не рекомендовал этого делать. Как я уже говорил, в ней содержится большое количество примесей и солей, которые образуют накипь. Если нет другого варианта, то используйте хотя бы дистиллированную воду. Промывка системы охлаждения при помощи дистиллированной воды производится следующим образом:

  1. Залейте воду в СОД.
  2. Запустите мотор и дайте ему поработать примерно полчаса.
  3. Затем глушите двигатель и слейте воду из системы. Повторяйте процедуру до тех пор пока ваша промывочная жидкость не станет такой же как до промывки. К недостаткам этого способа можно отнести: образование накипи, низкая эффективность (кипяток не способен растворить и отмыть накипь и другие отложения).

Промывка системы охлаждения водой с кислотой и уксусом

Вода с уксусом и кислотой, это чуть лучше чем просто вода, поскольку благодаря кислотам можно отмыть накипь и произвести частичную очистку системы охлаждения. Для того чтобы промыть систему этим способом подготовьте: каустическую соду, молочную кислоту и уксус. Кислота добавляется аккуратно и по чуть-чуть, если переборщить можно попрощаться с пластиковыми и резиновыми деталями системы охлаждения. Чтобы полностью удалить накипь и грязь нужно 5-10 часов, на протяжении которых необходимо периодически прогревать мотор до рабочей температуры. По окончанию вся жидкость сливается и заливается дистиллят, которым производится финишная промывка системы охлаждения.

Промывка СОД при помощи специальной химии

Спец. средства – наиболее эффективный и дорогостоящий вариант. Однако эффективность проведения такой процедуры стоит того чтобы переплачивать. В составе чистящих средств есть специальные чистящие вещества активно удаляющие накипь, жир, органику, и т. д.

Промывочные спец. средства делятся на четыре типа: кислотные, щелочные, двухкомпонентные, нейтрального типа.

Наименее популярными считаются кислотные и щелочные, к тому же неразбавленными их практически невозможно найти. Это объясняется их агрессивное воздействие на всю систему охлаждения, в сущности пластиковые и резиновые изделия.

Двухкомпонентные средства – очень популярны и очень востребованы. Их 2-компонентыный раствор состоящий из щелочи и кислоты хорошо справляется с поставленной задачей. Каждый из компонентов поочередно вливается в радиатор.

В составе нейтральных средств очистки системы охлаждения нет агрессивных веществ, например кислот или щелочей, а применяются они исключительно в профилактических целях.

Подводя итоги

Как видите, способов и средств позволяющих произвести очистку системы охлаждения есть довольно много и каждый из них имеет свои особенности. Если вы не хотите тратиться на дорогие чистящие средства соблюдайте элементарные правила, которые позволят предотвратить образование налета и накипи. А именно:

  • Заливайте только качественный антифриз.
  • Регулярно следите за его состоянием и вовремя производите замену.
  • Время от времени производите промывку СОД, используя спец. средства.
Читать еще:  Руководство по ликвидации трещины на коробке передач: надежные способы

Система охлаждения 2108

Содержание

Система охлаждения

Система охлаждения двигателя ВАЗ-21083

1 – расширительный бачок;
2 – пробка расширительного бачка;
3 – пароотводящий шланг;
4 – шланг от расширительного бачка к термостату;
5 – подводящий шланг радиатора;
6 – отводящий шланг радиатора;
7 – левый бачок радиатора;
8 – алюминиевые трубки радиатора;
9 – датчик включения электровентилятора;
10 – правый бачок радиатора;
11 – сливная пробка;
12 – сердцевина радиатора;
13 – кожух электровентилятора;
14 – крыльчатка электровентилятора;
15 – электродвигатель;
16 – зубчатый шкив насоса;
17 – крыльчатка насоса;
18 – зубчатый ремень привода распределительного вала;
19 – отводящий патрубок радиатора отопителя;
20 – подводящая труба насоса;
21 – кран;
22 – радиатор отопителя;
23 – шланг отвода жидкости от подогрева впускной трубы к блоку подогрева карбюратора;
24 – блок подогрева карбюратора;
25 – выпускной патрубок;
26 – подводящий патрубок отопителя;
27 – шланг отвода жидкости от подогрева впускной трубы и блока подогрева карбюратора;
28 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
29 – термостат.

Система охлаждения двигателя ВАЗ-2111 (с системой впрыска топлива)

1 – расширительный бачок;
2 – пробка;
3 – пароотводящий шланг;
4 – шланг от расширительного бачка к термостату;
5 – датчик температуры охлаждающей жидкости в выпускном патрубке;
6 – дроссельный узел;
7 – подводящий шланг радиатора;
8 – отводящий шланг радиатора;
9 – левый бачок радиатора;
10 – правый бачок радиатора;
11 – сливная пробка;
12 – сердцевина радиатора;
13 – кожух электровентилятора;
14 – крыльчатка электровентилятора;
15 – электродвигатель;
16 – зубчатый шкив насоса;
17 – крыльчатка насоса;
18 – зубчатый ремень привода распределительного вала;
19 – отводящий патрубок радиатора отопителя;
20 – подводящая труба насоса;
21 – кран;
22 – радиатор отопителя;
23 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка;
24 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку;
25 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
26 – выпускной патрубок;
27 – подводящий патрубок отопителя;
28 – термостат;
29 – датчик уровня охлаждающей жидкости.

Описание конструкции

Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает давление в системе на горячем двигателе (за счет этого повышается температура кипения жидкости, уменьшаются паровые потери), он открывается при давлении около 1,1 кгс/см2. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03–0,13 кгс/см2 (на остывающем двигателе). Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора.

Насос охлаждающей жидкости —лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода распределительного вала. Корпус насоса — алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с «пожизненным» запасом смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний — крыльчатка. Расстояние от привалочной поверхности крышки насоса до наружного торца шкива должно быть 52±0,5 мм, а до наружного (обращенного к блоку) торца крыльчатки — 39,8±0,1 мм. К противоположному торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей композиции, под которым находится сальник. При выходе насоса из строя рекомендуется заменять его в сборе.

Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с твердым термочувствительным элементом. На холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. На двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083 малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева дроссельного узла карбюратора (на двигателях с полуавтоматом пуска — и жидкостную камеру полуавтоматического пускового устройства). На двигателе -2111 жидкость подается к отопителю и блоку подогрева дроссельного узла.

При температуре 87±2 °С клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок, при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 102 °С основной клапан полностью открывается, а байпасный — закрывается, и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм.

Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый — с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводной трубки.

Электровентилятор радиатора на двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083 включается датчиком-выключателем, ввернутым в правый бачок радиатора. Его контакты замыкаются при температуре 99±3 °С, а размыкаются при 94±3 °С. На автомобилях, выпущенных до 1998 г. (со старым блоком предохранителей), устанавливался другой датчик (ТМ-108), управляющий электродвигателем вентилятора через реле 113.3747 в монтажном блоке. На двигателе -2111 вентилятор включается по сигналу электронного блока управления двигателем (через реле).

Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости. В верхней его части выполнен штуцер для пароотводящего шланга от радиатора охлаждения двигателя.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели. В выпускном патрубке двигателя -2111 установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем.

При перегреве двигателя блок управления включает сигнализатор «Проверьте двигатель» в комбинации приборов (см. Органы управления и приборы).

Система отопления описана в главе Система отопления и вентиляции.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector