Автомобильный усилитель 1, 2, 4, 5 и 6 каналов: описание моно- и многоканальных устройств в авто

Как подобрать качественный автомобильный усилитель по количеству каналов (1, 2, 3, 4, 5 или 6)?

Каждый автолюбитель, который ценит качественное звучание, знает, для чего нужен автомобильный усилитель 4 канала и какие задачи он выполняет. Предназначение усилка заключается в обеспечении более качественного звука, который выдает магнитола. Подробнее о том, как выбрать такое устройство для своего автомобиля, вы можете узнать в этой статье.

Какое должно быть количество каналов?

Усилок для машин представляет собой устройство, использующееся усиления входного сигнала до определенного уровня, выставленного автовладельцем. Современный рынок предлагает потребителям множество различных устройств, отличающихся между собой по характеристикам и стоимости.

Разновидности усилителей по количеству каналов

Одной из основных характеристик усилка для авто является количество каналов:

  1. Моноблоки. Это – басовые устройства высокой мощности, которые обычно применяются для сабвуферов. Усилители такого типа предназначены для работы с сабами низкоомной нагрузки – от 1 до 2 Ом. Если вы планируете сильно грузить саб, то покупать моноблок нецелесообразно – лучше отдать предпочтение девайсам с большим количеством каналов и подключить их с применением мостовой схемы.
  2. Одноканальные девайсы. Такие устройства позволяют выдавать более высокую мощность звучания, однако само его качество будет посредственным. Одноканальные устройства включают в свою конструкцию кроссовер, позволяющий без проблем подключиться к стоковой аудиосистеме, в которой нет регуляторного устройства для изменения громкости сабвуфера.
  3. Двухканальные и трехканальные девайсы. Их предназначение заключается в подключении двух динамиков либо саба. Следует отметить, что такой тип устройств поддерживает работу в условиях низкоомной нагрузки и позволяют функционировать в мостовом расположении. Как показывает практика, этот тип усилков довольно универсальный и он позволяет сохранять регулировочные комбинации, которые нужно для эффективной работы саба. В частности, такие девайса позволяют обеспечить равномерно усиливающийся бас, а также фильтрацию низких частот от помех.
  4. Четырехканальные. Если рассматривать такие девайсы с технической точки зрения, то они используются для таких же целей, как вышеописанные устройства. Такая система выполнена в корпусе с питающим блоком на два двухканальных усилка. Принципиальным отличием таких девайсов считается то, что они позволяют подключить три акустических системы к одному выходу, эта функция называется tri-mode.
    Кроме того, при необходимости автовладелец сможет использовать вторую пару линейного выхода, применяя при этом выход первой пары. Нужно отметить, что четырехканальные девайсы сегодня считаются одними из самых востребованных среди потребителей.
  5. Пятиканальные. Такие системы функционируют по принципу вышеописанных усилков, только они имеют еще один канал. Этот канал используется для подключения саба.
  6. Шестиканальные устройства. В отличие от вышеописанных разновидностей, такие девайсы не получили широкого распространения. Тем более, что в продаже сегодня не так легко найти аудиосистемы, которые нуждаются в использовании таких устройств. Кроме того, установка таких усилков может доставить неудобства для автолюбителя.
    Как показывает практика, наши соотечественники при монтаже девайсов в акустику часто сталкиваются с проблемой плохого поступающего сигнала, помехами, а также в целом неприемлемым качеством звука. Использование шестиканальных систем подразумевает дополнительную установку процессорного устройства (автор видео – канал Supram3n).

Критерии выбора

На что необходимо обратить внимание при покупке девайса:

  1. Одним из основных параметров любого усилка является мощность, которая может быть номинальной и максимальной. Посмотрев на корпус девайса, вы можете увидеть значения мощности, но на них не стоит опираться, поскольку обычно на корпусе указывается общая мощность для всех каналов. Тем более, что обычно она сильно завышается, чтобы привлечь внимание потребителей. Более реальные показания отмечаются в сервисной документации или паспорте. Также не нужно руководствоваться только максимальной мощностью, поскольку это значение тоже может быть завышено.
  2. Наличие кроссовера. Практически все современные усилители оборудуются кроссоверами, которые используются для обрезания лишних частот, которые воспроизводит система. Кроссовер может обрезать как низкие, так и высокие частоты.
  3. Регулировочные опции для меломанов – GrandBass, Bass, BassBoost – используются для усиления низкочастотной составляющей. Эти функции должны быть обязательно, если вы планируете в дальнейшем использовать сабвуфер. Такие фильтры позволяют плавно подбирать уровень частоты для усиления баса.
  4. Еще один параметр – THD. Это значение представляет собой сумму мощностей всех гармоник. Выражаясь более понятным языком, THD позволяет определить искажение аудиосигнала, который проходит через усилок. Если вы обратитесь к сервисной книжке, то сможете увидеть несколько значений искажений. Чем ниже будет уровень THD, тем более чистый звук сможет выдавать усилитель.
  5. Следующий параметр – разделение каналов, демонстрирующий разделение элементов, а также их обособленное расположение относительно друг друга. Если показатель разделения каналов будет более высоким, это свидетельствует о более качественной сборке девайса, а также его функциональных особенностях. Данный показатель измеряется в децибелах и он демонстрирует, какая мощность дается на каждый из каналов.

Цена вопроса

Если вы решили приобрести усилитель, то сразу же нужно сказать – не «ведитесь» на дешевые предложения. Откровенно низкие цены должны вам как минимум настораживать. Всегда помните о том, что качественные системы не будут стоить дешево, а если цена подозрительно низкая, то качество работы усилителя, как показывает практика, будет очень низким.

Видео «Подробная инструкция по подключения усилителя своими руками»

Как правильно произвести установка этого девайса своими руками – наглядная инструкция с описанием основных моментов приведена в ролике ниже (автор – Pavel Cherepnin).

ТОП-10: Лучших автомобильных усилителей (2019) – для сабвуферов и колонок

Рассмотрим ТОП-10 лучших автомобильных усилителей в 2019 году, от 52$ до 574$, класса AB и D. Если вы часто слушаете в машине музыку, а стандартный звук перестал вас устраивать, самое время озаботиться подбором усилителя в машину. Выбор усилков звука в авто сейчас немалый. Чтобы подобрать качественный автомобильный усилитель, нужно перебрать немало вариантов.

Даже хорошее знание радиотехники не даёт 100% вероятности подбора хорошего усилителя в авто только по характеристикам. Ведь некоторые (особенно, мощность) зачастую намеренно завышены или занижены.

Данный рейтинг призван помочь начинающим любителям авто-звука ориентироваться в большом ассортименте моделей. Да и знающим-разбирающимся не помешает пробежаться по предложенным вариантам. Все они проверены временем и пользователями, но всегда есть «риск» найти для себя что-то новое.

Какой усилитель лучше поставить в машину?

Чтобы понять, какой усилитель лучше поставить в машину, нужно хотя бы на начальном уровне разобраться в их классах, типах и основных характеристиках. Важны не только параметры самого усилителя, но и их сочетаемость с имеющейся акустикой и головным устройством (магнитолой).

Впрочем, под хороший усилитель можно и колонки поменять.

  • Классы
  • Типы
  • Характеристики

Классы автомобильных усилителей

Существует немало классов усилителей: A, B, C, D, AB. Но, по факту, популярны только два: AB и D.

Усилители класса AB (аналоговые) – дают хороший звук, но довольно маленькую мощность. КПД у данного класса невысокий (меньше 65%). При этом они греются (иногда сильно), ведь около 50% потреблённой мощности выделяется в виде тепла (следствие низкого КПД). Кроме того, из-за особенностей схемотехники эти усилители довольно габаритные.

Усилители класса D (цифровые) – обеспечивают большую мощность, но менее качественный звук. При том, что такой усилитель будет значительно дороже аналогичного по мощности варианта класса AB. Зато модели класса D более компактные, меньше нагреваются (или вовсе не греются). Именно такие усилители в основном используются для подключения сабвуферов, ведь им нужна большая мощность.

Типы усилителей в машину — каналы

Типы усилителей – это количество каналов – выходов под динамики. Наибольшей популярностью пользуются одноканальные (моноблоки) и четырёхканальные варианты.

Одноканальные усилители чаще всего рассчитаны на подключение сабвуфера. У них большая мощность, маленькие размеры, чаще всего класс D. Для такого типа желательно наличие фильтра низких частот и фильтра сверхнизких частот (subconic). Также нелишней будет возможность регулировки уровня баса (особенно по разным частотам).

Четырёхканальные чаще всего используются для построения всей аудиосистемы целиком. Они предполагают подключение 4 динамиков или 2 динамиков и сабвуфена по мостовой схеме. Или двух сабов. Они чаще всего оснащены фильтрами как низких, так и высоких частот.

Мост – это использование 2 выходов на динамики для подключение 1 сабвуфера. Большинство современных многоканальных усилителей такую схему поддерживает, но никогда не помешает проверить характеристики.

Двухканальные усилители, соответственно, предназначены для подключения 2 динамиков или 1 саба. Трёхканальные (редко встречаются) – 2 колонки и сабвуфер. 5-канальные модели предназначены для подключения 4 колонок и «вуфера». Есть и 6-канальные усилители, но это ещё бОльшая редкость, чем 3-канальные.

Характеристики усилителей в авто — мощность

1. Мощность – самый важный параметр усилителя. Есть несколько видов мощности. Номинальная мощность (RMS) – мощность, с которой усилитель может работать больше 1 часа (длительное время). Пиковую мощность усилитель может давать кратковременно.

2. Диапазон частот обычно совпадает или превышает слышимый 20 Гц – 20 кГц. Расширенные диапазоны говорят о том, что в слышимом – АЧХ ровная. В усилителях для сабвуфера верхний порог, естественно, ниже. Чаще всего: 250-300 Гц.

3. Коэффициент гармонических искажений – отношение амплитуды вносимых гармоник к амплитуде полезного сигнала. Для хорошего звука он должен быть меньше хотя бы 1% (на всех частотах). На качественных усилителях он варьируется от 0,5% и ниже.

4. Соотношение сигнал-шум – это уровень шума, вносимый усилителем (тепловой шум, паразитные связи и т.п.). Приемлемое значение – не ниже 75 дБ. У качественной техники – не ниже 95 дБ.

Читать еще:  Руководство, как выставить зажигание на автомобиле ваз 2107 самостоятельно

5. Чувствительность – величина входного сигнала, при которой усилитель ещё может работать (выдавать сигнал) на номинальной мощности. Хорошо, когда есть регулятор чувствительности, делает усилитель более универсальным – можно подключить в разные по параметрам системы.

6. Входное сопротивление динамиков не должно быть ниже поддерживаемого усилителем. Один из самых важных параметров для сочетаемости усилителя и акустики. Иначе можно повредить технику.

7. Желательно наличие защиты от короткого замыкания и перегрузки (перегрева). Но устанавливать усилитель всё равно лучше так, чтобы не было лишних шансов на перегрев.

Не стоит забывать про размеры. Некоторые модели могут быть весьма большими. Ведь усилитель как-то надо размещать в машине. 😉

Сколько стоит усилитель в машину?

Самые популярные усилители находятся в диапазоне цен от 50$ до 600$. В этом рейтинге есть представители всех ценовых сегментов. Среди китайских безымянных поделок можно найти и более дешёвые варианты, но они обычно не стоят внимания (либо ненадёжные, либо не дают качественного звука).

Стоит сразу запомнить, что качественный усилитель особо дешёвым быть не может. Но вот далеко не все дорогие модели дают реально отличный звук. В этой сфере такая непропорциональность хорошо видна.

Бюджетными можно назвать модели от 50$ до 100$. В этом сегменте есть проверенные модели. В основном, по этим ценам имеет смысл присматривать моноблоки для сабвуфера. Но есть и интересные многоканальные модели. Лучше всего, класса AB. Дешёвые многоканальные усилители класса D – очень подозрительные устройства.

От 100$ до 200-250$ можно подобрать среднюю по качеству модель любого типа и класса. Большинство любителей музыки в машине приобретают именно такие усилители.

Дорогими можно назвать модели, с ценами в районе 400-600$. Хотя и варианты за 250-400$ дешёвыми точно не назовёшь. 😉 Тут можно найти очень качественные многоканальные усилители класса D: маленькие, мощные и музыкальные. Модели класса AB за такие деньги – это уже настоящий автомобильный Hi End.

Есть варианты и дороже. Но это уже удел автомобильных аудиофилов. Популярными эти модели не назовёшь, рассматривать их не будем.

Автомобильный усилитель 1, 2, 4, 5 и 6 каналов: описание моно- и многоканальных устройств в авто

При инсталляции в автомобиль аудиосистемы высокого класса приходится отказываться от магнитол со встроенным усилителем — нужное качество и мощность звука могут обеспечить только отдельные усилители. Об автомобильных усилителях, их типах и характеристиках, а также об их выборе читайте в этой статье.

Что такое автомобильный усилитель?

Автомобильный усилитель мощности — компонент автомобильной аудио- или аудио-видеосистемы, электронное устройство, обеспечивающее усиление поступающего от головного устройства аудиосигнала до уровня, достаточного для воспроизведения через акустические системы.

Автомобильный усилитель является усилителем низкой (звуковой) частоты (УНЧ или УЗЧ), адаптированный для эксплуатации в транспортных средствах с присущими для них низким напряжением питания, перепадами напряжения, вибрациями, перепадами температуры и другими негативными воздействиями. Для грамотного выбора усилителя необходимо разобраться в их существующих типах, особенностях, а главное — характеристиках.

Типы, конструкция и особенности автомобильных усилителей

Автомобильные усилители можно разделить на типы по режиму работы выходных каскадов и количеству каналов.

По режиму работы выходных каскадов усилители мощности делятся на четыре основных класса:

  • Класс A — такие приборы, как правило, имеют однотактный выходной каскад, усиливающий весь сигнал. Усилители класса A имеют наилучшую линейность (обеспечивают высокое качество звука), однако имеют невысокий коэффициент усиления при высоком потреблении энергии;
  • Класс B — приборы данного класса имеют двухтактный выходной каскад, каждая «половина» которого усиливает сигнал только одной полярности (положительной или отрицательной). Усилители класса B обладают высокими мощностными характеристиками и приемлемым энергопотреблением, однако для них характерен более высокий уровень искажений сигнала;
  • Класс AB — приборы данного класса имеют двухтактный выходной каскад, который работает в промежуточном между классами A и B режиме. Усилители класса AB обеспечивают лучшее качество воспроизведения, чем приборы чистого класса B (хотя и уступают усилителям класса A), и обладают отличными показателями экономичности;
  • Класс D («цифровой») — в данных приборах происходит преобразование сигнала звуковой частоты в последовательность импульсов, которые усиливаются с помощью аналогового компаратора, после чего из них вновь выделяется сигнал звуковой частоты. Такие усилители наиболее экономичные, однако, по качеству воспроизведения уступают приборам других классов.

Для автомобильной электроники определяющее значение имеет экономичность, а повышенный уровень шума в салоне автомобиля требует более громкого воспроизведения музыки для ее комфортного прослушивания. Усилители классов AB и D вполне удовлетворяют этим условиям, поэтому они и нашли наиболее широкое применение в автомобильной аудиотехнике.

По количеству каналов усилители делятся на шесть групп:


1-канальный усилитель


4-канальный усилитель

  • 1-канальные (моноблоки) — усилители для сабвуферов, работающие в классе D. Данные усилители используются в мощных автомобильных аудиосистемах, в которых оправдано иметь отдельное устройство для усиления низкочастотной составляющей. Для данного диапазона качество воспроизведения не столь принципиально, как для средне- и высокочастотного, а мощность должна достигать сотен (а иногда и тысяч) ватт, поэтому усилители класса D подходят как нельзя лучше;
  • 2-канальные — наиболее простые стереофонические усилители, обеспечивающие воспроизведение сигнала двумя акустическими системами. Также двухканальные приборы могут подключаться по мостовой схеме — в этом случае два канала работают параллельно на одну нагрузку, отдавая на нее большую мощность, и могут использоваться для сабвуфера;
  • 3-канальные — усилители с отдельным каналом для сабвуфера. Постепенно данный тип устройств вытесняется более универсальными четырехканальными;
  • 4-канальные — наиболее универсальные усилители, позволяющие реализовать различные схемы подключения акустических систем. Наиболее часто используются для подключения фронтальных (боковых в дверях) и тыловых акустических систем, что позволяет получить более высокую мощность с наименьшими искажениями. При необходимости два канала могут работать по мостовой схеме, что позволяет подключать к ним сабвуфер — в этом случае 4-канальный усилитель работает как 3-канальный;
  • 5-канальные — модификация 4-канальных усилителей, в которых предусмотрен отдельный канал для сабвуфера;
  • Многоканальные — усилители с 6-ю и 7-ю каналами, могут использоваться для инсталляции мощной высококачественной аудио-видеосистемы в автомобиль, сегодня используются довольно редко и, как правило, для реализации эксклюзивных проектов.

Для автомобильных аудиосистем наиболее подходят двух- и четырехканальные усилители мощности. Однако определяющее значение при выборе устройств играют не их типы или класс, а характеристики.

Основные характеристики автомобильных усилителей мощности

К основным характеристикам усилителей относятся:

  • Мощность;
  • Рабочий диапазон;
  • Коэффициент нелинейных искажений.

Мощность. Одна из основных характеристик, которая может легко ввести в заблуждение. Сегодня нет единого стандарта измерения мощностных характеристик УНЧ, поэтому практически каждый производитель используется свои методики. Наиболее часто используются два показателя:

  • Номинальная мощность (RMS);
  • Максимальная мощность (PMPO).

Номинальная мощность — более объективный параметр, она измеряется при относительно невысоком коэффициенте нелинейных искажений (менее 1%) и при штатном напряжении бортовой электросети автомобиля. Номинальная мощность говорит о способности усиливать аудиосигнал без искажений и перегрузок, именно ее указывают в паспорте устройства.

Максимальная мощность — параметр, который в принципе не может быть объективным, так как он измеряется при высоких искажениях и перегрузке. Максимальная мощность усилителя может быть очень высокой, но акустические системы в этом случае будут воспроизводить уже не музыку, а неразборчивый хрипящий шум. Однако для привлечения внимания именно показатель PMPO наиболее часто указывается на упаковке усилителя.

Рабочий диапазон. Параметр, указывающий на способность воспроизводить те или иные звуковые частоты. Для соответствия стандарту Hi-Fi усилитель должен воспроизводить весь слышимый человеческим ухом диапазон 20-20000 Гц. Однако на практике усилители могут быть как более широкополосными, так и менее (например, нижний диапазон ограничиваться на уровне 30-50 Гц, а верхний — 16-18 кГц). Универсальные усилители воспроизводят весь диапазон, усилители для сабвуферов рассчитаны на диапазон 20-400 Гц.

Коэффициент нелинейных искажений (КНИ, THD). Параметр, указывающий на то, какие искажения вносит усилитель в аудиосигнал, измеряется в процентах. Чем ниже КНИ, тем более качественное звучание обеспечивает усилитель. Качественные усилители имеют КНИ в пределах 0,1 — 1%, более высокий КНИ воспринимается нами, как хрипение, шипение, бубнение и прочие искажения звука.

Также усилители имеют еще ряд характеристик — отношение сигнал/шум, демпинг-фактор, входная чувствительность, переходное затухание, скорость нарастания сигнала на выходе и прочие, однако в большинстве случаев они не имеют принципиального значения при инсталляции аудиосистемы.

Основные функции и возможности усилителей

Нужно отметить те основные функции, которые имеют современные автомобильные усилители. Эти функции обычно указываются на упаковке или в паспорте устройства, но они не всегда расшифровываются, что затрудняет понимание возможностей усилителя.

Bridge, Мостовое подключение — указывает на то, что два канала усилителя могут работать в мостовом режиме. Входы и выходы этих каналов имеют соответствующую маркировку.

Line Input, Low Input, Линейный вход — вход для подключения головного устройства, имеющего линейный выход. В качестве разъемов используются стандартные RCA.

High Level, High Input, Вход сигнала высокого уровня — вход для подключения головного устройства, не имеющего линейный выход. В этом случае сигнал снимается с выхода на колонки.

Фильтры, Кроссовер — указывает, что в усилители присутствуют фильтры для разделения аудиосигнала на несколько полос, которые воспроизводятся ВЧ, СЧ и НЧ-динамиками. Существует три типа фильтров:

  • Фильтр низких частот (ФНЧ, LPF) — оставляет составляющую, лежащую ниже определенной частоты, используется для выделения сигнала для сабвуфера;
  • Фильтр высоких частот (ФВЧ, HPF) — оставляет составляющую, лежащую выше определенной частоты, используется для выделения сигнала для высокочастотных динамиков;
  • Полосовой фильтр (Band Pass, BP) — выделяет определенную полосу частот, может использоваться для выделения сигнала для среднечастотных или мидбасовых (средне-низкочастотных) динамиков;
  • Фильтр ультранизких частот, Subsonic — фильтр, предотвращающий подачу на сабвуфер ультранизких частот. Данный фильтр полезен при подключении сабвуферов в акустическом оформлении «фазоинвертор», он исключает чрезмерный ход диффузора динамика на резонансной частоте и предотвращает чрезмерный «бубнеж».
Читать еще:  Бесконтактное зажигание ваз 2106: как выставить систему своими руками, схема подключения и неисправности

Процессор — указывает о наличии в усилителе процессора, специального устройства для коррекции недостатков звука, возникших вследствие особенностей салона автомобиля, расположения акустических систем и т.д.

Усиление баса, Bass Boost, Bass EQ — ступенчатый эквалайзер для регулировки уровня низких частот. Отдельно может выполняться выносной регулятор баса для более удобной регулировки.

Существуют и другие функции, но они являются либо модификациями указанных, либо очень специфичны и не важны для рядового автовладельца.

Как выбрать автомобильный усилитель?

При выборе автомобильного усилителя следует учитывать конфигурацию аудиосистемы, характеристики акустических систем и особенности транспортного средства.

В первую очередь, нужно определиться с количеством каналов усилителя и мощностью. В простейшем случае достаточно 2-канального усилителя, но если в автомобиле четыре акустических системы (фронтальные и тыловые), то нужно 4-канальное устройство. При наличии сабвуфера можно также воспользоваться 4-канальным или 5-канальным усилителем, либо использовать отдельный моноблок.

Что касается мощности, то здесь следует смотреть только в паспорт на параметр RMS. Для большинства легковых автомобилей достаточно, если усилитель будет развивать мощность 50-75 Вт на канал, для сабвуфера мощность усилителя должна быть от 200 Вт и более. При этом для наиболее эффективной и качественной работы аудиосистемы мощность усилителя должна быть не менее 70%, но и не более 120% мощности акустических систем. Хотя всегда лучше иметь акустические системы с запасом мощности — в этом случае минимален риск их повреждения на максимальном уровне громкости.

Также следует учитывать и импеданс (сопротивление) акустических систем — обычно оно бывает 2 (у сабвуферов), 4, 6 и 8 Ом. Один и тот же усилитель на нагрузке с различным импедансом развивает различную мощность, и обычно номинальная мощность измеряется на нагрузке с определенным сопротивлением. Например, если усилитель развивает мощность 50 Вт на нагрузке 4 Ом, то при подключении к 8-омным колонкам он сможет выдать около 25 Вт, а к 2-омным — почти 100 Вт.

При подборе усилителя необходимо обращать внимание на количество и типы разъемов (акустических, линейных входов и выходов, разъемов питания и т.д.) и их качество. С ростом мощности усилителя растут токи (например, 50-ваттный усилитель с 14,4-вольтовым питанием при максимальной мощности может потреблять до 100 Вт, в этом случае по его цепям питания протекает ток до 10 А, а в 500-ваттном усилителе для сабвуфера пиковые значения тока могут достигать 35 А!), протекающие по цепям питания и акустических систем, поэтому должна быть предусмотрена возможность подключения проводов высокого сечения. По этой же причине очень полезным будет и наличие у усилителя предохранителей.

Грамотно выбрав усилитель, вы создадите в автомобиле мощную, качественную и надежную аудиосистему без разочарований и лишних расходов.

Автомобильный усилитель 1, 2, 4, 5 и 6 каналов: описание моно- и многоканальных устройств в авто

При инсталляции в автомобиль аудиосистемы высокого класса приходится отказываться от магнитол со встроенным усилителем — нужное качество и мощность звука могут обеспечить только отдельные усилители. Об автомобильных усилителях, их типах и характеристиках, а также об их выборе читайте в этой статье.

Что такое автомобильный усилитель?

Автомобильный усилитель мощности — компонент автомобильной аудио- или аудио-видеосистемы, электронное устройство, обеспечивающее усиление поступающего от головного устройства аудиосигнала до уровня, достаточного для воспроизведения через акустические системы.

Автомобильный усилитель является усилителем низкой (звуковой) частоты (УНЧ или УЗЧ), адаптированный для эксплуатации в транспортных средствах с присущими для них низким напряжением питания, перепадами напряжения, вибрациями, перепадами температуры и другими негативными воздействиями. Для грамотного выбора усилителя необходимо разобраться в их существующих типах, особенностях, а главное — характеристиках.

Типы, конструкция и особенности автомобильных усилителей

Автомобильные усилители можно разделить на типы по режиму работы выходных каскадов и количеству каналов.

По режиму работы выходных каскадов усилители мощности делятся на четыре основных класса:

  • Класс A — такие приборы, как правило, имеют однотактный выходной каскад, усиливающий весь сигнал. Усилители класса A имеют наилучшую линейность (обеспечивают высокое качество звука), однако имеют невысокий коэффициент усиления при высоком потреблении энергии;
  • Класс B — приборы данного класса имеют двухтактный выходной каскад, каждая «половина» которого усиливает сигнал только одной полярности (положительной или отрицательной). Усилители класса B обладают высокими мощностными характеристиками и приемлемым энергопотреблением, однако для них характерен более высокий уровень искажений сигнала;
  • Класс AB — приборы данного класса имеют двухтактный выходной каскад, который работает в промежуточном между классами A и B режиме. Усилители класса AB обеспечивают лучшее качество воспроизведения, чем приборы чистого класса B (хотя и уступают усилителям класса A), и обладают отличными показателями экономичности;
  • Класс D («цифровой») — в данных приборах происходит преобразование сигнала звуковой частоты в последовательность импульсов, которые усиливаются с помощью аналогового компаратора, после чего из них вновь выделяется сигнал звуковой частоты. Такие усилители наиболее экономичные, однако, по качеству воспроизведения уступают приборам других классов.

Для автомобильной электроники определяющее значение имеет экономичность, а повышенный уровень шума в салоне автомобиля требует более громкого воспроизведения музыки для ее комфортного прослушивания. Усилители классов AB и D вполне удовлетворяют этим условиям, поэтому они и нашли наиболее широкое применение в автомобильной аудиотехнике.

По количеству каналов усилители делятся на шесть групп:


1-канальный усилитель


4-канальный усилитель

  • 1-канальные (моноблоки) — усилители для сабвуферов, работающие в классе D. Данные усилители используются в мощных автомобильных аудиосистемах, в которых оправдано иметь отдельное устройство для усиления низкочастотной составляющей. Для данного диапазона качество воспроизведения не столь принципиально, как для средне- и высокочастотного, а мощность должна достигать сотен (а иногда и тысяч) ватт, поэтому усилители класса D подходят как нельзя лучше;
  • 2-канальные — наиболее простые стереофонические усилители, обеспечивающие воспроизведение сигнала двумя акустическими системами. Также двухканальные приборы могут подключаться по мостовой схеме — в этом случае два канала работают параллельно на одну нагрузку, отдавая на нее большую мощность, и могут использоваться для сабвуфера;
  • 3-канальные — усилители с отдельным каналом для сабвуфера. Постепенно данный тип устройств вытесняется более универсальными четырехканальными;
  • 4-канальные — наиболее универсальные усилители, позволяющие реализовать различные схемы подключения акустических систем. Наиболее часто используются для подключения фронтальных (боковых в дверях) и тыловых акустических систем, что позволяет получить более высокую мощность с наименьшими искажениями. При необходимости два канала могут работать по мостовой схеме, что позволяет подключать к ним сабвуфер — в этом случае 4-канальный усилитель работает как 3-канальный;
  • 5-канальные — модификация 4-канальных усилителей, в которых предусмотрен отдельный канал для сабвуфера;
  • Многоканальные — усилители с 6-ю и 7-ю каналами, могут использоваться для инсталляции мощной высококачественной аудио-видеосистемы в автомобиль, сегодня используются довольно редко и, как правило, для реализации эксклюзивных проектов.

Для автомобильных аудиосистем наиболее подходят двух- и четырехканальные усилители мощности. Однако определяющее значение при выборе устройств играют не их типы или класс, а характеристики.

Основные характеристики автомобильных усилителей мощности

К основным характеристикам усилителей относятся:

  • Мощность;
  • Рабочий диапазон;
  • Коэффициент нелинейных искажений.

Мощность. Одна из основных характеристик, которая может легко ввести в заблуждение. Сегодня нет единого стандарта измерения мощностных характеристик УНЧ, поэтому практически каждый производитель используется свои методики. Наиболее часто используются два показателя:

  • Номинальная мощность (RMS);
  • Максимальная мощность (PMPO).

Номинальная мощность — более объективный параметр, она измеряется при относительно невысоком коэффициенте нелинейных искажений (менее 1%) и при штатном напряжении бортовой электросети автомобиля. Номинальная мощность говорит о способности усиливать аудиосигнал без искажений и перегрузок, именно ее указывают в паспорте устройства.

Максимальная мощность — параметр, который в принципе не может быть объективным, так как он измеряется при высоких искажениях и перегрузке. Максимальная мощность усилителя может быть очень высокой, но акустические системы в этом случае будут воспроизводить уже не музыку, а неразборчивый хрипящий шум. Однако для привлечения внимания именно показатель PMPO наиболее часто указывается на упаковке усилителя.

Рабочий диапазон. Параметр, указывающий на способность воспроизводить те или иные звуковые частоты. Для соответствия стандарту Hi-Fi усилитель должен воспроизводить весь слышимый человеческим ухом диапазон 20-20000 Гц. Однако на практике усилители могут быть как более широкополосными, так и менее (например, нижний диапазон ограничиваться на уровне 30-50 Гц, а верхний — 16-18 кГц). Универсальные усилители воспроизводят весь диапазон, усилители для сабвуферов рассчитаны на диапазон 20-400 Гц.

Коэффициент нелинейных искажений (КНИ, THD). Параметр, указывающий на то, какие искажения вносит усилитель в аудиосигнал, измеряется в процентах. Чем ниже КНИ, тем более качественное звучание обеспечивает усилитель. Качественные усилители имеют КНИ в пределах 0,1 — 1%, более высокий КНИ воспринимается нами, как хрипение, шипение, бубнение и прочие искажения звука.

Также усилители имеют еще ряд характеристик — отношение сигнал/шум, демпинг-фактор, входная чувствительность, переходное затухание, скорость нарастания сигнала на выходе и прочие, однако в большинстве случаев они не имеют принципиального значения при инсталляции аудиосистемы.

Читать еще:  Описание подрулевых лепестков переключения передач: что это, фото и видео

Основные функции и возможности усилителей

Нужно отметить те основные функции, которые имеют современные автомобильные усилители. Эти функции обычно указываются на упаковке или в паспорте устройства, но они не всегда расшифровываются, что затрудняет понимание возможностей усилителя.

Bridge, Мостовое подключение — указывает на то, что два канала усилителя могут работать в мостовом режиме. Входы и выходы этих каналов имеют соответствующую маркировку.

Line Input, Low Input, Линейный вход — вход для подключения головного устройства, имеющего линейный выход. В качестве разъемов используются стандартные RCA.

High Level, High Input, Вход сигнала высокого уровня — вход для подключения головного устройства, не имеющего линейный выход. В этом случае сигнал снимается с выхода на колонки.

Фильтры, Кроссовер — указывает, что в усилители присутствуют фильтры для разделения аудиосигнала на несколько полос, которые воспроизводятся ВЧ, СЧ и НЧ-динамиками. Существует три типа фильтров:

  • Фильтр низких частот (ФНЧ, LPF) — оставляет составляющую, лежащую ниже определенной частоты, используется для выделения сигнала для сабвуфера;
  • Фильтр высоких частот (ФВЧ, HPF) — оставляет составляющую, лежащую выше определенной частоты, используется для выделения сигнала для высокочастотных динамиков;
  • Полосовой фильтр (Band Pass, BP) — выделяет определенную полосу частот, может использоваться для выделения сигнала для среднечастотных или мидбасовых (средне-низкочастотных) динамиков;
  • Фильтр ультранизких частот, Subsonic — фильтр, предотвращающий подачу на сабвуфер ультранизких частот. Данный фильтр полезен при подключении сабвуферов в акустическом оформлении «фазоинвертор», он исключает чрезмерный ход диффузора динамика на резонансной частоте и предотвращает чрезмерный «бубнеж».

Процессор — указывает о наличии в усилителе процессора, специального устройства для коррекции недостатков звука, возникших вследствие особенностей салона автомобиля, расположения акустических систем и т.д.

Усиление баса, Bass Boost, Bass EQ — ступенчатый эквалайзер для регулировки уровня низких частот. Отдельно может выполняться выносной регулятор баса для более удобной регулировки.

Существуют и другие функции, но они являются либо модификациями указанных, либо очень специфичны и не важны для рядового автовладельца.

Как выбрать автомобильный усилитель?

При выборе автомобильного усилителя следует учитывать конфигурацию аудиосистемы, характеристики акустических систем и особенности транспортного средства.

В первую очередь, нужно определиться с количеством каналов усилителя и мощностью. В простейшем случае достаточно 2-канального усилителя, но если в автомобиле четыре акустических системы (фронтальные и тыловые), то нужно 4-канальное устройство. При наличии сабвуфера можно также воспользоваться 4-канальным или 5-канальным усилителем, либо использовать отдельный моноблок.

Что касается мощности, то здесь следует смотреть только в паспорт на параметр RMS. Для большинства легковых автомобилей достаточно, если усилитель будет развивать мощность 50-75 Вт на канал, для сабвуфера мощность усилителя должна быть от 200 Вт и более. При этом для наиболее эффективной и качественной работы аудиосистемы мощность усилителя должна быть не менее 70%, но и не более 120% мощности акустических систем. Хотя всегда лучше иметь акустические системы с запасом мощности — в этом случае минимален риск их повреждения на максимальном уровне громкости.

Также следует учитывать и импеданс (сопротивление) акустических систем — обычно оно бывает 2 (у сабвуферов), 4, 6 и 8 Ом. Один и тот же усилитель на нагрузке с различным импедансом развивает различную мощность, и обычно номинальная мощность измеряется на нагрузке с определенным сопротивлением. Например, если усилитель развивает мощность 50 Вт на нагрузке 4 Ом, то при подключении к 8-омным колонкам он сможет выдать около 25 Вт, а к 2-омным — почти 100 Вт.

При подборе усилителя необходимо обращать внимание на количество и типы разъемов (акустических, линейных входов и выходов, разъемов питания и т.д.) и их качество. С ростом мощности усилителя растут токи (например, 50-ваттный усилитель с 14,4-вольтовым питанием при максимальной мощности может потреблять до 100 Вт, в этом случае по его цепям питания протекает ток до 10 А, а в 500-ваттном усилителе для сабвуфера пиковые значения тока могут достигать 35 А!), протекающие по цепям питания и акустических систем, поэтому должна быть предусмотрена возможность подключения проводов высокого сечения. По этой же причине очень полезным будет и наличие у усилителя предохранителей.

Грамотно выбрав усилитель, вы создадите в автомобиле мощную, качественную и надежную аудиосистему без разочарований и лишних расходов.

Автомобильный усилитель 1, 2, 4, 5 и 6 каналов: описание моно- и многоканальных устройств в авто

Д ля чего нужен автомобильный усилитель. Встроенный усилитель автомобильной магнитолы, не достаточно мощный, не смотря на то, что на ней красуется надпись 50х4, реальная мощность, которая называется номинальной (RMS) у нее в пределах 15 – 20Вт на канал. В то время когда, вся современная автомобильная акустика в среднем имеет номинальную мощность в 50Вт и выше. В системах без внешнего усилителя, невозможно раскрыть весь потенциал хорошей автомагнитолы и автомобильной акустики. Усилитель позволит, не только увеличить громкость музыки, но и увеличит порог появления искажений, возникаемый в акустике на больших громкостях, добавит детальности, бас будет глубже и точнее. А использование автомобильного сабвуфера без внешнего усилителя не возможно, хотя нет, есть магнитолы, имеющие прямой привод сабвуфера, способные суммировать мощность двух каналов, для подключения к ним сабвуфера, только серьезно рассматривать этот вариант не стоит, не чего хорошего из этого не выйдет.

Классификация усилителей.

Автомобильные усилители разделяются по классам. Не вдаваясь в подробности электротехники, простыми словами:

Класс А – усилители с высоким качеством звука и маленькой мощность, используются в дорогих системах класса Hi-Fi и Hi-End. Имеет низкий КПД в пределах 20-30%.

Класс АВ – усилители этого класса самые распространенные и востребованные, среднее качество звука, неплохая мощность. Цены на усилители класса AB, под любой карман. КПД 50%

Класс D – усилители с цифровой обработкой сигнала, высокой мощностью и низким качеством звука. КПД усилителей класса D доходит до 95%

КПД – коэффициент полезного действия. Чтобы понять, что означает эта величина, объясню на примере: Возьмем усилитель А-класса, при потреблении 100Вт отобранных у аккумулятора, до колонок доходит 20-30Вт мощности, вся остальная энергия идет на обогрев багажника либо салона. У усилителей класса-АВ, на выходе получится 50-60Вт и умеренное тепловыделение. Усилитель класса-D, отдает практически все, что взял и почти не греется.

Разделение усилителей по каналам. Автомобильные усилители бывают 1,2,3,4,5,6-ти канальные.

Одноканальный усилитель или просто МОНОБЛОК – усилители под сабвуфер. Моноблоки бывают как АВ-класса, так и D- класса, последний предпочтительней, способны работать с нозкоОмной нагрузкой в 1Ом, а также с 2 и 4-ми Омами. При подключении к моноблоку сабвуфера, с сопротивлением обмотки в 1Ом, достигается высокая мощность с минимальной нагрузкой на бортовую сеть автомобиля.

Двухканальный усилитель – для усиления пары динамиков либо одного сабвуфера подключенного по мостовой схеме.

3-х,5-и и 6-ти канальные усилители – мало распространенное решение, это альтернатива установки в место двух усилителей одного, позволяет сэкономить бюджет и место в автомобиле.

В место трех канального усилителя, лучше купить 4-х канальный.

Пяти канальный, предназначен для подключения 4-х динамиков и одного сабвуфера.

Шестиканальный имеет множество вариантов подключения: подключение 6-ти динамиков, 4-х динамиков и одного сабвуфера, 2-х динамиков и 2-х сабвуферов, 3-х сабвуферов. Шестиканальный усилитель это отличный вариант для поканального усиления 3-х компонентной акустики или 2-х компонентной с сабом.

Четырехканальный усилитель – самый распространенный вид автомобильных усилителей, предназначен для усиления четырех динамиков, двух динамиков и одного сабвуфера, двух сабвуферов.

Мощность усилителя.

Самый важный параметр в усилителе это, конечно же, его мощность. У производителей автомобильных усилителей сложилась такая тенденция, указывать на усилителях, бОООльшими цифрами, суммарную пиковую мощность всех каналов, что является всего лишь рекламным трюком. Мощность, на которую следует обращать внимание при выборе усилителя, это мощность RMS. Для усилителя под динамики, сверхмощность не нужна, достаточно 50-60 ватт (RMS) на канал, высокая мощность в данном случае, снизит качество звука. Под сабвуфер, наоборот чем выше мощность тем лучше, для многоканальных усилителей смотрим значение мощности в мостовом соединении.

Верный способ который поможет определить, действительно ли мощный усилитель, или только на бумажке. Необходимо посмотреть количество и наминал предохранителей, усилитель с указанием мощности на борту к примеру в 1KВт с одним 20-30А предохранителем, должен как минимум насторожить.

Есть еще один интересный способ позволяющий приблизительно определить реальную мощность усилителя. Для этого нужно знать класс усилителя, посчитать наминал всех предохранителей, если он не один. Возьмем к примеру 4-х канальный усилитель Blaupunkt GTA 475, с заявленная мощность на канал 105Вт при нагрузке в 2Ом и 75Вт при 4Ом, предохранители 2х30А, и того 60А, класс усилителя АВ – КПД 50% делим на 100 = 0,5, усилитель рассчитан на работу от 14,4 вольт.

Считаем — 14,4*60*0,5=432Вт, это общая номинальная мощность усилителя, делим на 4 канала, получается 108Вт на канал при 2Ом-ах , 108 делим 1,5, получаем 72Вт на канал при 4Ом. Практически тоже самое мы видим в заявленных характеристиках, производителем.

Регулировка усилителя. Для настройки усилителя под автомобильную акустику, усилители оснащают: Кроссоверами, позволяющие обрезать не нужные частоты будь то ВЧ или НЧ, регулировкой усиления НЧ, регулировкой уровня входного сигнала.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector