Момент затяжки гбц priora 16 клапанов: схема и инструкция по затягиванию болтов

Процесс и порядок затяжки болтов ГБЦ на Приору

Иногда случается так, что необходимо срочно заменить прокладку или поменять ГБЦ. Подобные работы на СТО стоят немало и чтобы сэкономить, можно попробовать самому. Работа эта несложная, но требует внимательности, главное, соблюдать последовательность и момент затяжки ГБЦ Приора 16 клапанов.

Здесь также нужно знать, что последовательность затягивания на 16 кл и 8 кл агрегатах отличается, поэтому нужно быть внимательным. Момент на 16 и 8 клапанном силовом агрегате одинаков и проходит в четыре круга.

В каких случаях нужна затяжка блока?

Затяжка болтов необходима в первую очередь после того, как вы демонтировали ГБЦ и устанавливаете ее снова. Также затягивание может помочь в некоторых случаях, если в течение эксплуатации она ослабла и есть необходимость ее провести. В некоторых случаях, например, когда начала немного пропускать прокладка это может помочь.

Регулировка момента затяжки болтов для 16 клапанного авто

Регулировка момента затягивания – несложный процесс, и ознакомившись с материалом и видео в этой статье, вы справитесь с ним сами. Достаточно раз провести затягивание и далее вы сами сможете выполнять ее и еще при этом сможете помочь свои друзьям в случае необходимости. Важно придерживаться схемы для автомобилей с 19-ти клапанным мотором и соблюдать момент.

Необходимые инструменты

  • набор ключей;
  • динамометрический ключ (покупать не нужно, лучше одолжить на день-два);

Динамометрический ключ

  • вороток;
  • штенгель циркуль;

    Штенгель циркуль

  • торцовые головки.
  • Схема, по которой проходит затяжка на 16 клапанном моторе отличается от схемы для 8-ми поэтому мы представим и одну и вторую, чтобы вы могли их сравнить.

    Только не перепутайте когда будете устанавливать. В любом случае перед началом работ сверьтесь с инструкцией, идущей вместе с авто. Затягивание с разным моментом на 16 клапанном агрегате происходит в 2 круга с разным моментом, а потом еще 2 круга с поворотом на 90 градусов. Сложно ничего нет, а значит справиться можно своими силами.

    Для того чтобы самостоятельное затягивание болтов завершилась успешно и держалась длительное время следует соблюдать ряд нехитрых правил:

      Лучше использовать новые болты, так как во время эксплуатации они находятся под постоянным напряжением и со временем утрачивают свои свойства. Нет гарантии, что старый болт не выдержит напряжения и лопнет.

    Длина не должна быть более 9,5 см

  • Нежелательно повторно ставить прокладку, даже если она находится в сносном состоянии.
  • Строго соблюдайте вращающие моменты во время затяжки.
  • Очередность затягивания доворота болтов должна быть точно такая же, как на схеме для 16-ти клапанных силовых установок.
  • Перед установкой ГБЦ внимательно просмотрите все детали на наличие повреждений и деформаций. В случае обнаружения таковых не оставляйте их без внимания, а обязательно замените. Зачастую небольшие поломки приводят к большим повреждениям, а иногда даже к полному разрушению систем и механизмов.
  • Не пользуйтесь инструментом сомнительного качества и производства. В особенности это касается динамометрического ключа.
  • Соблюдая эти нехитрые правила, вы сможете гарантировать наилучшую затяжку и надежное герметичное соединение.

    Поставьте ГБЦ на блок, предварительно удостоверившись, что колен и распредвалы выставлены в положение верхней мертвой точки (ВМТ).

    Правильное закручивание

    Непосредственно сам процесс затягивания происходит в 4-е круга:

    • 1-й круг — момент 20 Н·м (2 кгс/м);
    • 2-й круг — момент 69,4–85,7 Н·м (7,1–8,7 кгс·м);
    • 3-й круг — доворот болты на 90 градусов;
    • 4-й круг — еще один поворот на 90 градусов.

    Как видите, все просто если остались вопросы, то посмотрите видео. По времени эта работа не занимает больше двадцати минут, но позволяет сэкономить приличную сумму, которую возьмут с вас на станции технического обслуживания.

    Видео «Как правильно затянуть болты ГБЦ»

    В этом видео мастер с большим опытом показывает и подробно описывает, как правильно проводится закручивание болтов ГБЦ. На автомобиле Лада приора с 16-ти кл агрегатом работы выполняются по такой же схеме.

    Порядок и момент затяжки ГБЦ на ВАЗ-2112 с 16-ю клапанами: затяжка болтов головки блока цилиндров

    Автомобили ВАЗ семейства 2112 выпускались с двумя 16-клапанниками: 21120 и 21124. У этих двигателей головка блока цилиндров отличается впускными отверстиями. Других отличий, по идее, нет. И поэтому момент затяжки болтов на ГБЦ ВАЗ-2112 будет одинаковым, если говорить о любом 16-клапанном ДВС. Затяжка выполняется в три приёма, хотя в книгах по ремонту приводят другой вариант (он – для 8-клапанников).

    Дальше на видео показано, как ГБЦ устанавливают за 5 минут:

    Порядок монтажа и демонтажа

    Деталь с названием ГБЦ крепится к блоку цилиндров 10-ю винтами. Их отворачивают торцовым ключом «на 10». Порядок демонтажа ГБЦ представлен на первом фото.

    Последовательность отворачивания (1-10)

    Стандартная длина винтов – 93 мм. Если винт был вытянут хотя бы до 95 мм, его заменяют новым (требование АвтоВАЗа).

    При монтаже используется другая схема (фото 2). Каждый винт смазывают машинным маслом, иначе усилия сведутся «на нет».

    Порядок затяжки головки обозначен на этом фото

    Момент затяжки болтов ГБЦ крышки

    Для ВАЗ-2112 момент затяжки ГБЦ нормирован:

    1. Первый проход – усилие составляет 20 Н*м;
    2. Каждый винт доворачивают на 90 градусов вправо;
    3. Ждут 20 минут, затем винты доворачивают ещё на 90 градусов.
    Читать еще:  Что делать, если свистит ремень генератора: основные причины, почему появляется свист и что предпринять, если после замены устройства появился свистящий звук

    Сначала усилие – очень небольшое. Но на «шаге 3» справиться с работой будет трудно. Используйте рычаг.

    Зачем нужны направляющие втулки

    Перед монтажом ГБЦ выполняют действия: очищают резьбовые отверстия, а также все отверстия под втулки (фото 1). Каждую втулку устанавливают на место, и только затем сверху укладывают прокладку.

    Всё готово к установке ГБЦ

    Металлические детали, прилегающие к прокладке, должны быть обезжирены. Схему затяжки ГБЦ мы рассмотрели, но саму ГБЦ нужно устанавливать правильно:

    1. Размещаем ГБЦ на блоке цилиндров;
    2. Сдвигая деталь в разные стороны, добиваемся, чтобы втулки вошли в углубления.

    После «шага 2» винты можно заворачивать.

    Никаких герметизирующих составов при установке прокладки не используют! Солидол, ЦИАТИМ и другие смазки не нужны тем более. Главное – металл надо обезжирить. А прокладка ГБЦ должна быть новой.

    Крышка ГБЦ и порядок затяжки её болтов

    Металлическая крышка, устанавливаемая на ГБЦ, не должна пропускать воздух. В точках соприкосновения с другими деталями герметичность должна сохраняться тоже. Поэтому на кромку крышки наносят герметик. Пример показан на фото.

    Крышка ГБЦ перед монтажом

    Здесь нужно применять материалы: Локтайт-574, АНАКРОЛ и т.д. Винты на крышке закручивают ключом «на 8».

    Рекомендуемый момент затяжки винтов

    Рекомендуемый момент затяжки винтов – всего 3-4 Н*м. Не удивляйтесь: своё дело сделает герметик. Надо только дать ему высохнуть после установки крышки на место.

    Откручивать винты можно в любом порядке. Их количество равно 15 или 14. При монтаже лучше соблюдать последовательность, показанную у нас ниже.

    Порядок затяжки крышки отмечен цифрами и стрелочками

    Заменять винты обычно не требуется – нагрузка слишком мала. Желаем успеха.

    Типичные заблуждения

    Если болты вытянуты сильно, их заворачивают в четыре приёма. На «шаге 2» момент затяжки будет равен 70-85 Н*м. Всё это – распространённые заблуждения, не применимые к 16-клапанным ДВС.

    Все шаги на одном видео: замена прокладки ГБЦ

    Момент затяжки ГБЦ Лада Приора 8 и 16 клапанов своими руками

    Многие факторы ведут к прогоранию прокладки. Чаще всего причиной этому является перегрев двигателя или неисправности глушителя. Чтобы вам не приходилось снова разбирать этот узел, постарайтесь сразу же сделать всю работу правильно. Если не соблюдать момент затяжки болтов ГБЦ «Приоры», то есть риск сломать крепления. Это повлечет за собой дополнительные траты.

    Особенности затяжки креплений

    С этой работой сможет справиться даже не профессионал. Важно соблюдать два правила – момент затяжки и последовательность работы с крепежами. Момент затяжки на двигателях с 8 и 16 клапанами не имеет отличий, тогда как последовательность отличается. Обратите внимание на приведенные схемы, на них цифрами указана очередность затягивания болтов.

    Уделить внимание блоку цилиндров необходимо:

    • если в процессе эксплуатации от вибрации болты расшатались (неисправность обнаруживается по пропусканию прокладки);
    • после демонтажа ГБЦ и установки;
    • если заменена железная прокладка;
    • во время тюнинга блока цилиндров.

    Перед работой возьмите инструкцию от вашей «Приоры», чтобы разобраться в том, какой двигатель установлен на автомобиле.

    Как проводится работа

    Прежде всего приготовьте инструменты. Вам потребуется иметь:

    • динамометрический ключ;
    • набор ключей;
    • штангенциркуль;
    • вороток;
    • торцевые головки.

    Каждый болт затягивается в 4 подхода: 2 круга с разным моментом и столько же с поворотом на 90 градусов. Есть несколько правил, которые нужно соблюдать, чтобы крепежи на головке блока цилиндров были затянуты успешно:

    1. Всегда заменяйте старые крепежи на новые. Дело в том, что крепежные элементы во время работы двигателя находятся в напряжении. Это приводит к их износу и поломке.
    2. Тщательно осмотрите постель ГБЦ и другие элементы. Изношенные или деформированные части лучше заменить. Небольшая поломка или трещина может привести к глобальным разрушениям.
    3. Прокладку в процессе любого ремонта стоит менять на новую.
    4. Затяните каждый в 4 подхода, соблюдая очередность. Не торопитесь с выполнением этой работы и постоянно сверяйтесь со схемой, чтобы не запутаться. Новичкам рекомендуем перед началом работ посмотреть инструкцию на видео. С ее помощью вы визуально сможете представить каждый шаг и точно не сделаете ошибку.
    5. Весь инструмент должен быть качественный, особенно динамометрический ключ. Лучше одолжите его на день, чем покупайте, стараясь сэкономить. Хороший ключ не может стоить копейки.

    До начала работы выставите колена и распределительный вал в положение верхней мертвой точки. Поэтапно затягивание происходит следующим образом:

    • 1 круг с моментом 2 кгс/м (20 Н*м);
    • 2 круг с промежутком моментов от 7.1 кгс/м (69.4 Н*м) до 8.7 (85.7)
    • 3 круг – поворот на 90 градусов;
    • завершите работу еще одним поворотом на 90 градусов.

    Соблюдайте описанные выше правила при сборке механизма, чтобы он прослужил вам как можно дольше. Сверяйтесь со схемой, чтобы провести работу правильно. Обратите внимание, что сначала каждый болт затягивается динамометрическим ключом с указанным моментом, а затем остальные круги также проходят по схеме.

    Не торопитесь во время затягивания, делайте плавные движения. При чрезмерной затяжке крепеж просто ломается. Хорошо, если то произойдет во время работы. Если вы закрепите ГБЦ слишком крепко и не исправите ошибку, то в процессе работы болты могут лопнуть, что приведет к дорогостоящему ремонту того узла. При слабой затяжке прокладка начнет пропускать. Если вы не сразу это обнаружите, то поломка станет более чем серьезной.

    Читать еще:  Почему быстро чернеет масло в двигателе авто: причины, фото и видео

    Схема и момент затяжки ГБЦ в автомобилях LADA Priora

    Многие владельцы Лада Приора в процессе обслуживания и ремонта автомобиля проводят самостоятельную замену прокладки головки блока или притирку клапанов. В ходе выполнения таких работ важно соблюдать последовательность и момент затяжки ГБЦ на Приоре.

    В каких случаях нужна затяжка блока?

    Инструменты и материалы

    Видео «Установка и затяжка головки блока на Приора»

    Комментарии и Отзывы

    В каких случаях нужна затяжка блока?

    В процессе эксплуатации любого автомобиля, в том числе и ВАЗ 2170 Приора, на головку двигателя оказывается долговременное циклическое воздействие газов, находящихся в цилиндрах мотора. На старых силовых агрегатах затяжка винтов ГБЦ могла ослабевать от таких нагрузок и ее периодически требовалось доводить до нормального уровня. Сегодня на всех моторах ВАЗ Приора применяются болты из специальной стали, которые затягиваются один раз на весь срок своей службы.

    При появлении утечки охлаждающей жидкости и масла дополнительно подтягивать и протягивать эти болты не имеет смысла, поскольку это не улучшит герметичность стыка. Единственным правильным способом борьбы с течью является снятие головки, проверка ровности сопрягаемых поверхностей и замена прокладки. После выполнения любых ремонтных работ, связанных со снятием головки с двигателя, требуется ее обтяжка с соблюдением всех необходимых условий.

    На видео от автора Alex ZW показан процесс установки головки блока на 8 клапанный мотор.

    Нюансы работы

    На автомобилях Лада Приора в разное время устанавливались двигатели с рабочим объемом 1,6 и 1,8 литра и различным числом клапанов в головках — V8 (или 8V) и V16 (или 16V). Тип головки агрегата определяет размер болтов, порядок их установки и момент затяжки ГБЦ на Приоре.

    Если на машине стоит 8 клапанный двигатель, то на нем могут применяться разные по размеру крепежные болты головки:

    • на старых моторах 21114 используются винты М12*1,25 с шестигранной головкой;
    • на более современных 21116, которые вышли в производство приблизительно с середины 2011 года, установлены элементы М10*1,25 с головкой под «звездочку».

    При установке снятой головки необходимо использовать новые винты, поскольку старые будут растянуты и иметь внутренние повреждения.

    Также на моторах используются разные по конструкции прокладки — комбинированная на старом агрегате и полностью железная на новом. Процедура затяжки болтов для двигателей с металлической и комбинированной прокладкой абсолютно идентична.

    Основными нюансами при выполнении работ является проверка длины крепежных элементов, соблюдение последовательности закручивания винтов и контроль усилия при затяжке. Нарушение этих условий приводит к повреждениям деталей и необходимости выполнения дополнительных ремонтных работ. Сама процедура не является сложной и может быть сделана самостоятельно в любом удобном месте — в гараже или на открытой стоянке, за исключением случая монтажа головки на двигатель, которую желательно устанавливать в закрытом помещении.

    Важно помнить, что затягивание болтов «на глазок» без динамометрического ключа недопустимо, поскольку не будет обеспечено равномерное прилегание сопрягаемых поверхностей головки и блока.

    Инструменты и материалы

    Перед началом проведения процедуры затяжки следует подготовить все необходимое для выполнения:

    • ключ со встроенным динамометром до 100 H⋅м;
    • набор головок и обычных ключей;
    • ключ Тогх Е14;
    • штангенциркуль для замера остаточной длины болтов;
    • пластина с размеченной шкалой до 180 градусов;
    • новые болты.

    Динамометрический ключ — важный инструмент для самостоятельного ремонта

    Пошаговая инструкция

    Последовательность выполнения операции на 8 клапанном двигателе:

    1. Протереть поверхности ГБЦ и осушить отверстия под болты в блоке мотора.
    2. Установить прокладку на блок, выставить ее по направляющим.
    3. Смонтировать сверху головку и вставить 10 крепежных болтов М10 или М12. Если владелец решил сэкономить и оставить старые винты, то они должны иметь длину не более 135,5 мм.
    4. Затянуть элементы по схеме. Сила затяжки должна составлять не выше 20 H⋅м.
    5. Затем нужно повторно протянуть болты. Усилие второй затяжки должно быть в пределах от 70 до 85 H⋅м.
    6. Далее нужно затягивать винты с доворотом на 90 градусов в той же последовательности. Угол доворота можно контролировать по специальному приспособлению, представляющему собой пластину с приделанной шкалой от 0 до 180 градусов.
    7. В соответствии с регламентом, нужно довернуть болты еще раз на 90 градусов.
    8. Крепление 8 клапанной головки к блоку закончено.
    9. После сборки мотора необходимо проверить качество работы, запустив и прогрев двигатель. Надежно затянутый стык головки и блока не должен пропускать рабочих жидкостей из картера силового агрегата.

    Самодельное приспособление для контроля угла доворота

    В случае установки на машине более мощного и современного мотора на шестнадцать клапанов, например, модели ВАЗ 21126 или сокращенно 126 процедура протягивания болтов имеет свои особенности.

    Для того чтобы правильно выполнить затяжку винтов ГБЦ на таких агрегатах нужно:

    1. Убрать замасливание с сопрягаемых поверхностей и проверить отсутствие жидкости в отверстиях болтов.
    2. Осуществить установку прокладки, отцентрировать ее и уложить сверху головку.
    3. Вставить в направляющие отверстия 10 крепежных винтов М10*1,25, предварительно смазав резьбу моторным маслом. Если решено использовать старые болты, что допустимо для 16 клапанных головок, то их остаточная длина не должна превышать 98 мм.
    4. Выполнить предварительную протяжку по схеме с моментом 12-20 H⋅м.
    5. Увеличить степень затяжки до 26-34 H⋅м и повторно пройти все болты в такой же последовательности.
    6. Затем необходимо довернуть винты на 90 градусов, при этом усилие составит около 50 H⋅м.
    7. Повторить затяжку на 90 градусов еще раз, момент на ключе будет примерно 80 H⋅м. Некоторые инструкции рекомендуют выдерживать между доворотами до 20 минут, но на практике не выявлено никаких преимуществ такой схемы.
    8. После сборки силового агрегата следует проверить качество выполненной работы.
    Читать еще:  Пинается акпп: причины рывков и толчков при переключении коробки автомат, дергается при разгоне и вибрации при включении задней передачи

    Процедура протяжки головки на двигателях 1,8 литра, которые представляют собой моторы 1,6 л с увеличенным цилиндром, полностью идентична описанной выше.

    Если в процессе выполнения работы к болтам приложен правильный момент усилия, соответствующий конструкторским расчетам, то прокладка будет равномерно и плотно прижата по стыку, обеспечивая надежное и герметичное соединение. Важно отметить, что если требуется снимать головку блока с двигателя, то ослабление винтов также производится по установленной регламентом схеме. Хаотичное откручивание элементов приведет к деформации головки и появлению невидимых микротрещин.

    Фотогалерея

    На фото ниже показан порядок отворачивания болтов и их затяжки, который необходимо учитывать при ремонте головки блока цилиндров на ВАЗ 2170 Приора.

    Видео «Установка и затяжка головки блока на Приора»

    Сборка верхней части 16 клапанного двигателя представлена на видео от канала Expert R.

    12.1 Приложение: Моменты затяжки резьбовых соединений

    Момент затяжки,
    H*м (кгс*м)

    Болты крепления головки блока цилиндров

    см. раздел «Двигатель»

    Гайка крепления впускной трубы

    Гайка крепления натяжного ролика

    Гайка крепления корпуса подшипников распределительного вала

    Болт крепления шкива распределительного вала

    Болт крепления корпуса привода вспомогательных агрегатов

    Гайка крепления выпускного патрубка рубашки охлаждения

    Болт крепления крышек коренных подшипников

    Болт крепления масляного картера

    Болт крепления шестерни уравновешивающего вала

    Гайка крепления крышки шатуна

    Болт крепления маховика

    Болт крепления водяного насоса

    Болт крепления шкива коленчатого вала

    Болт крепления подводящей трубы водяного насоса

    Гайка крепления приемной трубы глушителя

    Болты крепления кронштейнов передней и задних подвесок силового агрегата

    Гайки болтов крепления опор подвески силового агрегата

    Гайки крепления кронштейна левой подвески силового агрегата

    Болт крепления маслоприемника к крышке коренного подшипника

    Болт крепления маслоприемника к насосу

    Болт крепления масляного насоса

    Болт крепления корпуса масляного насоса

    Пробка редукционного клапана масляного насоса

    Штуцер масляного фильтра

    Гайки крепления карбюратора

    Момент затяжки,
    H*м (кгс*м)

    Болт крепления картера сцепления к блоку цилиндров двигателя

    Болт крепления крышки картера сцепления

    Гайка крепления картера сцепления к картеру коробки передач

    Болт крепления сцепления к маховику

    Момент затяжки,
    H*м (кгс*м)

    Болт крепления шарнира на штоке выбора передач

    Болт крепления механизма выбора передач

    Гайка крепления хомута тяги привода переключения передач

    Гайка заднего конца первичного и вторичного валов

    Выключатель света заднего хода

    Болт крепления вилки включения передач к штоку

    Гайка крепления реактивной тяги к силовому агрегату

    Гайка крепления привода спидометра

    Гайка крепления обоймы шаровой опоры

    Болт крепления оси рычага выбора передач

    Гайка крепления задней крышки картера

    Крепление рычага выбора передач на штоке

    Гайка крепления коробки передач к картеру сцепления

    Пробка сливного отверстия

    Опора вилки выключения сцепления

    Болт крепления направляющей втулки подшипника выключения сцепления

    Момент затяжки,
    H*м (кгс*м)

    Гайка крепления верхней опоры к кузову

    Гайка крепления шаровой опоры к рычагу подвески

    Болт крепления шаровой опоры к поворотному кулаку

    Гайка крепления рычага к подрамнику

    Гайка крепления растяжки к рычагу

    Гайка корпуса телескопической стойки

    Гайка крепления растяжки к подрамнику

    Гайка крепления стабилизатора к рычагу

    Гайка крепления стабилизатора к подрамнику

    Гайка крепления штока телескопической стойки к верхней опоре

    Гайка крепления стойки к поворотному кулаку

    Гайка крепления левого лонжерона подрамника

    Болт крепления подрамника к кузову

    Момент затяжки,
    H*м (кгс*м)

    Гайка хомута крепления картера рулевого механизма

    Гайка крепления кронштейна вала рулевого управления

    Болт крепления вала рулевого управления к шестерне

    Гайка крепления рулевого колеса

    Контргайка наружного наконечника тяги рулевого привода

    Болт крепления соединителя к подрамнику

    Гайка шарового пальца рулевой тяги

    Болт крепления колесного цилиндра к щиту тормоза

    Гайка крепления ступицы переднего колеса

    Болт крепления направляющей колодок к поворотному кулаку

    Болт крепления суппорта к направляющему пальцу

    Болт крепления заднего тормоза к оси

    Гайка крепления главного цилиндра к вакуумному усилителю

    Гайка крепления вакуумного усилителя к щиту передка

    Гайка крепления регулятора давления к кузову

    Болт рычага ручного привода колодок

    Момент затяжки,
    H*м (кгс*м)

    Гайка крепления нижнего конца амортизатора

    Гайка крепления рычага задней подвески

    Гайка крепления левого кронштейна рычага подвески

    Гайка крепления штока амортизатора

    Гайка крепления колеса

    Болт крепления оси колеса к рычагу подвески

    Момент затяжки,
    H*м (кгс*м)

    Гайка болта крепления генератора к кронштейну

    Гайка шпильки крепления генератора к регулировочной планке

    Болт крепления стартера

    1. Приведенные значения моментов можно округлять до десятых долей в пределах допуска.

    2. Болты крепления головки блока цилиндров необходимо затягивать в четыре приема:

    1 – моментом 20 Н·м (2 кгс·м);
    2 – моментом 69,4–85,7 Н·м (7,1–8,7 кгс·м);
    3 – довернуть на 90°;
    4 – снова довернуть на 90°.

    3. Для остальных резьбовых соединений применяйте следующие моменты затяжки, Н·м (кгс·м):

    М6 . 6–8 (0,6–0,8);
    М8 . 14–18 (1,4–1,8);
    М10 . 28–36 (2,8–3,6);
    М12 . 50–62 (5,0–6,2).

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector